Введение
Глава I. Теоретические основы применения ИКТ-технологий в образовательном процессе
1.1. Сущность и структурные составляющие понятия «информационно-коммуникативные технологии»
1.2. Обзор ресурсов глобальной сети, как вида ИКТ с точки зрения её потенциала при обучении иностранному языку
1.3. Использование ресурсов сети интернет для развития учебно-познавательной компетенции при обучении английскому языку
Глава II. Дидактические возможности использования GOOGLE инструментов, как вида ИКТ в обучении английскому языку
2.1. Специфика и формы GOOGLE инструментов, применяемых в образовательном процессе
2.2. Цели, дидактические задачи и возможности применения сервисов GOOGLE на уроках английского языка
2.3. Методологические основы преподавания иностранного языка на старшей ступени школы и прикладные аспекты использования онлайн-платформы Google meet для совершенствования работы с лексическим материалом
Заключение
Список источников и использованной литературы
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что процесс информатизации образования в России – это одно из главных направлений обновления всей образовательной системы, важное условие и, в то же время, – этап информатизации страны в целом, поскольку сегодня, в XXI веке – веке высоких технологий, Интернет играет огромную роль в образовательном процессе, что требует поиска эффективных методов обучения, создания электронных учебников и методических материалов, цифровых программных продуктов и формирования соответствующей профессиональной педагогической культуры. Проблему использования сети Интернет и ИКТ в образовательном процессе при обучении английскому языку разрабатывают многие учёные, которые отмечают, что с помощью инструментов сети Интернета на уроках английского языка можно решать такие дидактические задачи, как: формирование навыков чтения и грамматики с помощью как теоретического, так и практического материала; развитие умений письменной речи учеников; пополнение лексического запаса учащихся.
Пандемия короновирусной инфекции обнажила целый ряд проблем, связанных с качеством образования в России: содержанием, технологией обучения и его организацией, в рамках которых для любого образовательного учреждения в период перехода на дистанционное обучение с применением электронных технологий приоритетной задачей выступил поиск удобного инструментария, позволяющего организовать проведение занятий в режиме on-line или в синхронном режиме. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость в организации цифровой образовательной среды обучения на базе современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в российских школах и вузах.
Целью курсовой работы является выявление дидактических возможностей сети Интернет и ИКТ-технологий в обучении иностранному языку.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить сущность и структурные составляющие понятия «информационно-коммуникативные технологии»
- представить обзор ресурсов глобальной сети, как вида ИКТ с точки зрения её потенциала при обучении иностранному языку;
- раскрыть специфику использования ресурсов сети интернет для развития учебно-познавательной компетенции при обучении английскому языку;
- определить специфику и формы GOOGLE инструментов, применяемых в образовательном процессе;
- обозначить цели, дидактические задачи и особенности применения сервисов GOOGLE на уроках английского языка;
- представить методологические основы преподавания иностранного языка на старшей ступени школы и прикладные аспекты использования онлайн-платформы Google meet для совершенствования работы с лексическим материалом.
Объектом исследования выступают возможности онлайн платформы Google meet, как вид ИКТ и средство повышения качества образования.
Предметом исследования явились методические аспекты использования онлайн платформы Google meet в обучении английскому языку на старшей ступени школы.
Проблема исследования раскрывается на основе работ таких авторов как: А.И. Первушкина, И.В. Роберт, В.А. Сластенин, Л.В. Стрекалова, М.С. Цветкова, М.А. Чошанов, Т. В. Мякишева, О.Е. Савельева и др. а так же благодаря применению таких методов, как: анализ монографий и статей, аналогия, дедукция индукция, методы синтеза и обобщения, семантического, дефиниционного и концептуального анализа.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы применения ИКТ-технологий в образовательном процессе
1.1. Сущность и структурные составляющие понятия «информационно-коммуникативные технологии»
При рассмотрении сущности понятия «информационно-коммуникативные технологии», следует обратить внимание на тот факт, что в научной литературе существует множество выражений, которые являются синонимами по отношению к информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ). В связи с этим, имеет смысл дать характеристику следующим понятиям, которые наиболее полно отражают сущность ИКТ: «технология», «информационные технологии», «коммуникация» и «компьютерные технологии». ИКТ базируется на понятии «технология». В современном словаре иностранных слов технология (от греческого techne – наука и logos – понятие, учение) определяется как совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле, производстве чего-либо, а также научное описание этих методов [26, с. 281].
Технология – это способ выполнения определённых операций и процессов, связанных с изменением качества или первоначального состояния материала, объекта. Смысл и назначение любой технологии - оптимизировать и уложить в заданные структурные, процедурные рамки производственный процесс. Соглашаясь с мнением Л.В. Стрекаловой под оптимизацией здесь можно понимать такую организацию производственного процесса, которая позволяет добиваться максимального результата при заданных ресурсах или использовать минимальное количество ресурсов для получения требуемого результата [26, с. 282].
В современном обществе наиболее часто употребляется термин «информационная технология», под которым можно понимать процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов [21, с. 32].
Целью информационной технологии является производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Следует отметить, что в последние годы данный термин часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии так или иначе связаны с применением компьютера. Но термин «информационные технологии» шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. Прилагательное «компьютерная» лишь подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер. В этой связи оба термина рассматриваются как синонимы.
Помимо информационных (компьютерных) технологий, нужно рассмотреть ещё одну составляющую понятия ИКТ – коммуникацию, которая происходит от двух латинских слов: «communicatio» – сообщение, передача и «communicare» – делать общим, беседовать, сообщать, передавать. В психолого-педагогической литературе коммуникация рассматривается как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств [32].
Итак, коммуникация включает в себя и общение, и взаимодействие между участниками, где общение направлено на создание атмосферы, формирования отношений, а взаимодействие предполагает не только обмен эмоциями и информацией, но и определенную деятельность, приводящую к необходимому результату. Коммуникативный процесс – это процесс взаимодействия в пределах и посредством коммуникативной системы между различными субъектами коммуникации, где осуществляется обмен информацией [41]. Поэтому важно подчеркнуть, что информационно-коммуникативные технологии не ограничиваются действиями субъекта в сфере «человек-техника», они играют важную роль в сфере «человек – человек».
Для обозначения понятия «информационно-коммуникативные технологии» в научной литературе используются разные трактовки. Например, в глоссарии по информационному обществу, опубликованный на web-сайте Института развития информационного общества ИКТ рассматривается как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [36].
В другом источнике ИКТ трактуется в более узком смысле и рассматривается как информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [21, с. 39]. В связи с тем, что вопрос о терминологии ИКТ остается дискуссионным, то мы будем ориентироваться на следующее определение ИКТ как совокупность разнообразных технологических инструментов и ресурсов, используемых для обеспечения процесса коммуникации, создания, распространения, хранения и управления информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, электронная почта, сеть Интернет, радио- и телепередачи, а также телефонная связь.