ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных навыков
1.2. Формирование коммуникативных навыков в онтогенезе
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
ГЛАВА 2. ОПЫТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. Методы и приемы диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков
2.2. Методы и приемы коррекции и развития коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей. В то же время исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей перерастает в коммуникативные трудности, которые сложно преодолеваются и имеют серьезные последствия при процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении. Это означает, что без целенаправленного и систематического формирования коммуникативного компонента универсальных коммуникативных действий в ходе дальнейшего обучения просчеты дошкольного воспитания или негативные индивидуальные особенности преодолеть нельзя.
За последние десятилетия стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии. Дети с умеренной умственной отсталостью это группа, которая отличается между собой не только уровнем интеллектуального развития, но и способностью и возможностями организовывать общение с другими. Они используют вспомогательные способы коммуникации, которые являются эффективными средствами их общения с другими, чем разговорная речь. Эти дети из-за нарушения нервной системы не могут научиться использовать разговорную речь, при этом понимают речь через жесты, мимику, контакт глазами и тому подобное, использование в процессе коррекционно-развивающей работы невербальных средств общения может быть достаточно эффективным средством налаживания их контактов с окружающими людьми, использование в процессе общения невербальных средств позволит ребенку проявить себя как личность, которая может адекватно реагировать на внешние социальные влияния, которые в большинстве случаев проявляются во время общения.. Особенностью детей с умеренной формой умственной отсталости является то, что большая часть из них не имеют навыков разговорной речи или во время общения используют свое собственную «речь», которая часто является непонятной для окружающих Объем словаря большинства тех из них, которые владеют разговорной речью, не превышает500 слов, чего явно недостаточно для полноценного общения, вербальное общение часто не может выступать в качестве ведущего в социальной коммуникации данной категории детей. Поэтому достаточно остро стоит вопрос о необходимости использования таких средств общения, которые были бы доступными для них и понятными для их окружения. Во время выбора системы коммуникации необходимо учитывать степень развития подвижности рук ребенка, готовность использовать знаковой системы и распространенность того или другого языка жестов в обществе.
Объект исследования: процесс коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности процесса формирования коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические основы формирования коммуникативных навыков.
2. Изучить формирование коммуникативных навыков в онтогенезе.
3. Проанализировать особенности формирования коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью.
4. Рассмотреть методы и приемы диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков.
5. Изучить методы и приемы коррекции и развития коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, изучение и использование передового опыта; сравнительный анализ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов II Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 140-142.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания [Текст]: в 2т. / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1980. – Т.2. – C. 10-25.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Изд. второе, перераб. и доп. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
4. Астапов В.М. Искаженное психическое развитие / В.М. Астапов // Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. – С.114-119.
5. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности Текст. / А.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176с.
6. Бэрон Р. Агрессия [Текст]: пер. с англ. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. Изд-во «Питер», 1997. – 352 с.
7. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Г.С. Васильев. – М., 1977. – 26 с.
8. Воробьева Н.А. Структурно–функциональные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей старшеклассников: дисс.... канд. пснхол. наук. – Кемерово, 2004. – 187 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. – №6. – С. 62-76.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка Текст. / П.Я. Гальперин. – М.: МГУ, 1985. – 45 с.
11. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью// Дефектология. – 1988. – № 3.
12. Гущина Е.А. Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Гущина, И.В. Донковцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 36-38.
13. Дмитриев А. А. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)// Коррекционная педагогика. 2009.– № 5.– С.52-56.
14. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] / М. Ермолаева //Дошкольное воспитание. 1995. №9. – С.21-28.
15. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. – 2-е изд., 2012 г.
16. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 104 с.
17. Зейгарник Б.В. Патопсихология [Текст] / Под. ред. А.С. Спиваковской. – М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 576 с.
18. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми / Е. В. Кириллова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
19. Лабутова И.В. Развитие общих коммуникативных уменийи у студентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку: автореф. дис.... канд. психол. наук. – М., 1990. – 16 с.
20. Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции// Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно-практической конференции. – Минск, 2003. – 570 с.
21. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод, пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю.Н. Кислякова [и др.] ; под ред. Т.В. Лисовской. – Мн : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 160 с.
22. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1976.
23. Савва Л.И.. Солдатченко А.Л. Коммуннкзтнвность школьника. –
Магнитогорск, 1999. – 32 с.
24. Синицына О. А., Савина Е. А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 269-271.
25. Скрьптко М.И. Развитие коммуникативных способностей подростка в условиях личностно-ориентированного тренинга: дне ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2002. – 175 с.
26. Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка [Текст] / Э. Хейссерман. – М., 1964. – 404 с.
27. Шадриков Е.Д. Введение в психологию способностей [Текст] / Е.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 с.
28. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.
29. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 320 с.
30. Шорохова Е.В. Общение и социальная регуляция поведения индивида [Текст] / Е.В. Шорохова, А.Г. Журавлева, Б.Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Наука, 1976. – 368 с.
31. Экслайн В. Развитие личности в игровой терапии (Дибс в поисках себя). [Текст]: Пер.с англ. / В. Экслайн. – М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 256 с.
32. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Избранные психологические труды. Под ред. Д.И. Фальдштейна. – М.: Просвещение, 1995. – 414 с.