Введение
Глава 1. Правопонимание как юридическая категория
1.1 Понятие правопонимания
1.2 Проблемы правопонимания
Глава 2. Виды школ правопонимания
2.1 Школа естественного права
2.2 Историческая школа права
2.3 Материалистическая школа права
2.4 Психологическая школа права
2.5 Социологическая школа права
2.6 Реалистическая школа права
2.7 Юридический позитивизм
Заключение
Список использованной литературы
Все наиболее ощутимые и обговариваемые изменения нашего общества, у многих из нас наиболее часто ассоциируются с правом, с правовым государством, с правосудием, правами человека. Однако, как появилось право? Как возникло данное общественное явление, этот незаменимый в сегодняшнем цивилизованном обществе социальный регулятор? Каждому в отдельности взятому индивидууму присущ собственный взгляд на право. Каждый вносит собственное в данное понятие. По нашему мнению, из всех формальных ценностей право, как наиболее, совершенно развитая форма, представляет наиболее значительную роль. Право в значительно большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология.
У нашего правительства, как и народа, правосознание постоянно было весьма на невысоком уровне. Это выражалось в наиболее значимые моменты русской истории.
Актуальность темы курсовой работы бесспорна. Право всегда существовало на острие мировой жизни. В отечественной правовой истории прослеживается его непростое развитие. Вопросы правопонимания можно без преувеличения отнести к «вечным» вопросам в теории права. Попытки выявить сущность права, найти смысл такого общественного явления, как право, увидеть определенные закономерности в нем продолжаются уже не одно столетие, эти вопросы, так или иначе, волновали общество в разные периоды его развития. С течением времени изменяются взгляды о праве, теории и концепции. В конце XIX – начале XX столетий ученые юристы связывали с правовом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание его зависимости от власти.
Право, являясь сложноорганизованным социальным явлением, находится в постоянном развитии, движении, изменчивости, что продиктовано его обусловленностью социально-экономическими и культурно-историческими условиями жизни общества.
Школа правопонимания - это наиболее крупная классификационная единица научного познания, которая исторически оформилась в виде самостоятельного научного направления, имеющая своих последователей, рассматривающая право с определенных аспектов, выделяемых как наиболее существенные, стремящаяся к постижению сущности права и раскрытия его социального предназначения.
Объектом курсовой работы выступают положения науки о концепциях правопонимания.
Предметом исследования являются школы понимания права.
Цель исследования – проанализировать современные школы правопонимания.
Указанные цели достигаются путем решения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть понятие правопонимания;
- выделить проблемы правопонимания
Исследовать школы правопонимания: школа естественного права, историческая школа права, материалистическая школа права, психологическая школа права, социалогическая школа права, реалистическая школа права, юридический позитивизм.
Методологическая основа исследования обусловлена целями и задачами работы. В работе используются общенаучные методы, в частности, диалектический, общелогические методы, такие как анализ, синтез, а также теоретические методы: обобщение, исторический, системного анализа. Что касается частных правовых методов, то исходя из специфики работы, используется сравнительно-правовой метод исследования.
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных правоведов-теоретиков, исследовавших проблематику правопонимания.
Учитывая тот факт, что проблематика правопонимания является одной из самых важных в правовой науке, она имела обширную теоретическую базу в разные периоды своего развития. В советской и постсоветской юридической науке проблемы правопонимания исследовались в работах таких авторов как С.С. Алексеев, И.Ю. Козлихин, Лившиц, О.В. Мартышин, B.C. Нерсесянц.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка источников.