Курсовая работа|Педагогика

Организационно-педагогические условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 33

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ  МЕЖЛИЧНОсТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Организационно-педагогические условия

1.2 Структура и значение межличностных отношений старших подростков

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ  МЕЖЛИЧНОсТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Программа и процедура исследования

2.2. Методы и методики исследования

2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования

Выводы по главе 2

заключение

Список литературы

Приложения  

Актуальность темы исследования. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Организационно-педагогические условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления.

Культура межличностных отношений, обладая признаками общей культуры личности, является, вместе с тем, проявлением внутренней культуры личности школьника, существенно влияющей на результативность его деятельности.

Объект исследования – культура межличностных отношений у старших школьников.

Предмет исследования – Организационно-педагогические условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников.

Цель исследования: исследование организационно-педагогических условий формирования культуры межличностных отношений у старших школьников.

Задачи исследования:

  1. раскрыть сущность понятий по проблеме исследования;
  2. охарактеризовать межличностные отношения у старших школьников, в том числе понятие культуры межличностных отношений;
  3. исследовать и проанализировать 11 классы на базе школы на предмет выявления культуры межличностных отношений и лидерства/аутсайдерства старших школьников.

Гипотеза исследования: предполагается, что формирование лидерских качеств старших школьников  становится действенным при условии развитой культуры межличностных отношений и коммуникативной компетентности школьника.

Методологической базой исследования послужили работы: в зарубежной психологии -  Б. Спицберга, К. Данцигера, Дж. Равена и др.; в отечественной психологии - Л.А. Петровской, Ю.М. Жукова, Ю.Н. Емельянова, С.В. Петрушина, В.Н. Куницыной, Е.В. Сидоренко, Л.А. Петровской, Т.Ю. Осиповой и др.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: теоретический синтез (обобщение) и сравнение (аналогия).
  2. Эмпирические методы: наблюдение; эксперимент.

Для решения исследовательских задач используются конкретные методики психологического исследования:

- тест-опросник коммуникативных умений Л. Михельсона;

- опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) (использовалась только шкала коммуникативных умений).

Методы обработки полученных данных: количественные (методы математической статистики).

Экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ №154 г.Челябинска».

Научная новизна исследования состоит во ведение в научный оборот новых, неиспользованных ранее научных источников, в определении генезиса развития культуры межличностного общения, во вскрытии закономерностей и основных путей развития психодиагностики.

Практическая значимость исследования заключается  в наличии научно-обоснованной и апробированной в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования психолого-педагогической диагностики.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
МЕЖЛИЧНОсТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Организационно-педагогические условия

Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

Организационные условия — это совокупность условий обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организация, координация, регулирование и контроль над образовательным процессом.

Логику организационно-педагогических условий можно выстроить следующим образом:

Педагогическая задача и ее решение. 

Система методов педагогического воздействия. 

Система коммуникативных задач. 

Педагогическое воздействие и взаимодействие.

Организационно-педагогических условий включает в себя 4 составные части:

  1. Моделирование предстоящих организационно-педагогических воздействий на условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников
  2. Организация воздействия на условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников.
  3. Непосредственно само организационно-педагогическое воздействие.
  4. Анализ результатов.

Успешность организационно-педагогических условий находится в зависимости от соблюдения конкретных правил общения и преодоления психологических барьеров.

1.2 Структура и значение межличностных отношений старших подростков

Межличностные отношения - это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Эти отношения реализуются в процессе межличностного общения. Исследователи отмечают, что главным регулятором устойчивости и глубины отношений является привлекательность (физическая, деловая, психологическая) человека для другого. В результате формируются отношения симпатии (положительной установки на объект), антипатии (отрицательной установки) или безразличия. Таким образом, на основе взаимных притяжений-отталкиваний (что является результатом психологической совместимости или несовместимости людей) группа активно формирует межличностные отношения [25, c.89].

Высокую культуру общения демонстрирует коммуникативно компетентный человек, который успешно применяет арсенал морально-этических норм и правил, удачно определяет характер человека, с которым общается [14, c.54].

Коммуникативная компетентность (лат сотрепtia - принадлежность по праву; осведомленность) - опытный владения языком (языками) на вербальном и невербальном уровнях, способность социально приемлемо общаться я, что предполагает соблюдение определенных морально-этических норм, учета психологических особенностей собеседника.

Н.Н. Обозов выяснил, что, в целом, с привлекательностью связано сходство установок и Я-концепций (особенно на первых этапах взаимодействия). Исследователь обнаружил, что нет случаев, чтобы отвергали друг друга лидеры, что дружат люди различных статусов, но отвергают друг друга сходные и невысокие по статусу.

Представление человека о том, как его воспринимают другие, в значительной мере определяет его поведение. У людей, находящихся в благоприятных отношениях друг с другом, усиливается чувство самоидентичности и ощущение собственной личностной ценности.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для ВУЗов / Г. С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 811 с.
  2. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований / Г. В. Акопов; РАН, Институт  психологии.- М.: Институт психологии РАН, 2010. -  272 с.
  3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. / Пер. с англ. -  СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
  4. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. – М.: «Ось-89», 2006 – 192 с.
  5. Ануфриев А.Ф., Рыжкова А.Н. Диагностические ошибки психолога: Монография, М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 180 с.
  6. Батурин Н.А, Пичугова А.В. Компендиум психодиагностических методик России: описание и первичный анализ// Вестник ЮУрГУ, 2008. №1. С.63-68.
  7. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: учеб. Пособие / Г. П. Бакулев.-2-е изд, перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010.-192 с.
  8. Богомолова Н.Н.. Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие для студ. Вузов / Н. Н. Богомолова. - М: Аспект Пресс, 2010.-191 с.
  9. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: Института психологии РАН, - 2006 г. - 624 с.
  10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для ВУЗов. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 384с.
  11. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие для студ. ВУЗов / О. Л. Гнатюк. - М.: КНОРУС, 2010.-256 с.
  12. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина, 2005. - 301 с.
  13. Жданова Е.В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию: учебное пособие / Е. В. Жданова. - М.: Флинта: Наука, 2010.-174 с.
  14. Кови С. Р. Лидерство, основанное на принципах / С. Р. Кови. – М. : Альпина Бизнес Букс , 2008. - 300 с.
  15. Котова И.Б. Общая психология: учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
  16. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) - СПб, 2010. - 987 с.
  17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
  18. Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
  19. Маклаков,А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
  20. Немо, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
  21. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.
  22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2010.-460 с.
  23. Первитская А. М. Лидерство как особый вид деятельности // Аспирант и соискатель. – 2006. - N 5. - С. 118-120
  24. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
  25. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. – М. : ВЛАДОС , 2007. - 430 с.
  26. Руэ Д. Подлинное лидерство / Д. Руэ. – М. : ГРАНД : Фаир-Пресс , 2006. - 349 с.
  27. Самойленко Е.С.. Проблемы сравнения в психологическом исследовании / Е. С. Самойленко; РАН Институт психологии .- М.: Институт психологии РАН, 2010. - 416 с.
  28. Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер / Перевод с англ. - М.: Альпина, 2005. - 231 с.
  29. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для студентов ВУЗов / Е.Д. Хомская.- 4-е. СПб.: Питер, -496 с.
  30. Швецова Н.А. Феномен харизмы в общественном сознании: Автореферат дис. канд. философских наук. - Пермь, 2007. – 29 с.
  31. Юревич А.В. Методология и социология психологии /А. В. Юревич; РАН, Институт психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2010.- 272 с.
  32. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. - М.: Академия, 2010.- 367 с.
  33. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учебное пособие для пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2011. - 624 с.
  34. Психометрика: Введение / Р.Майкл Фер, Верн Р. Бакарак; пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попова / под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. – Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – 445 с.
  35. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. – Самара: Бахрах», 2009 – 704 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское