ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОсТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Организационно-педагогические условия
1.2 Структура и значение межличностных отношений старших подростков
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОсТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Программа и процедура исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Выводы по главе 2
заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Организационно-педагогические условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления.
Культура межличностных отношений, обладая признаками общей культуры личности, является, вместе с тем, проявлением внутренней культуры личности школьника, существенно влияющей на результативность его деятельности.
Объект исследования – культура межличностных отношений у старших школьников.
Предмет исследования – Организационно-педагогические условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников.
Цель исследования: исследование организационно-педагогических условий формирования культуры межличностных отношений у старших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий по проблеме исследования;
- охарактеризовать межличностные отношения у старших школьников, в том числе понятие культуры межличностных отношений;
- исследовать и проанализировать 11 классы на базе школы на предмет выявления культуры межличностных отношений и лидерства/аутсайдерства старших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование лидерских качеств старших школьников становится действенным при условии развитой культуры межличностных отношений и коммуникативной компетентности школьника.
Методологической базой исследования послужили работы: в зарубежной психологии - Б. Спицберга, К. Данцигера, Дж. Равена и др.; в отечественной психологии - Л.А. Петровской, Ю.М. Жукова, Ю.Н. Емельянова, С.В. Петрушина, В.Н. Куницыной, Е.В. Сидоренко, Л.А. Петровской, Т.Ю. Осиповой и др.
Методы исследования:
- Теоретические методы: теоретический синтез (обобщение) и сравнение (аналогия).
- Эмпирические методы: наблюдение; эксперимент.
Для решения исследовательских задач используются конкретные методики психологического исследования:
- тест-опросник коммуникативных умений Л. Михельсона;
- опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) (использовалась только шкала коммуникативных умений).
Методы обработки полученных данных: количественные (методы математической статистики).
Экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ №154 г.Челябинска».
Научная новизна исследования состоит во ведение в научный оборот новых, неиспользованных ранее научных источников, в определении генезиса развития культуры межличностного общения, во вскрытии закономерностей и основных путей развития психодиагностики.
Практическая значимость исследования заключается в наличии научно-обоснованной и апробированной в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования психолого-педагогической диагностики.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
МЕЖЛИЧНОсТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Организационно-педагогические условия
Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.
Организационные условия — это совокупность условий обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организация, координация, регулирование и контроль над образовательным процессом.
Логику организационно-педагогических условий можно выстроить следующим образом:
Педагогическая задача и ее решение.
|
Система методов педагогического воздействия.
|
Система коммуникативных задач.
|
Педагогическое воздействие и взаимодействие.
|
Организационно-педагогических условий включает в себя 4 составные части:
- Моделирование предстоящих организационно-педагогических воздействий на условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников
- Организация воздействия на условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников.
- Непосредственно само организационно-педагогическое воздействие.
- Анализ результатов.
Успешность организационно-педагогических условий находится в зависимости от соблюдения конкретных правил общения и преодоления психологических барьеров.
1.2 Структура и значение межличностных отношений старших подростков
Межличностные отношения - это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Эти отношения реализуются в процессе межличностного общения. Исследователи отмечают, что главным регулятором устойчивости и глубины отношений является привлекательность (физическая, деловая, психологическая) человека для другого. В результате формируются отношения симпатии (положительной установки на объект), антипатии (отрицательной установки) или безразличия. Таким образом, на основе взаимных притяжений-отталкиваний (что является результатом психологической совместимости или несовместимости людей) группа активно формирует межличностные отношения [25, c.89].
Высокую культуру общения демонстрирует коммуникативно компетентный человек, который успешно применяет арсенал морально-этических норм и правил, удачно определяет характер человека, с которым общается [14, c.54].
Коммуникативная компетентность (лат сотрепtia - принадлежность по праву; осведомленность) - опытный владения языком (языками) на вербальном и невербальном уровнях, способность социально приемлемо общаться я, что предполагает соблюдение определенных морально-этических норм, учета психологических особенностей собеседника.
Н.Н. Обозов выяснил, что, в целом, с привлекательностью связано сходство установок и Я-концепций (особенно на первых этапах взаимодействия). Исследователь обнаружил, что нет случаев, чтобы отвергали друг друга лидеры, что дружат люди различных статусов, но отвергают друг друга сходные и невысокие по статусу.
Представление человека о том, как его воспринимают другие, в значительной мере определяет его поведение. У людей, находящихся в благоприятных отношениях друг с другом, усиливается чувство самоидентичности и ощущение собственной личностной ценности.