Глава 2. Анализ особенностей самореализации личности в профессиональной деятельности педагога
2.1 Педагогические условия самореализации педагога в процессе практики
2.2 Самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления
Заключение
Список литературы
Глава 2. Анализ особенностей самореализации личности в профессиональной деятельности педагога
2.1 Педагогические условия самореализации педагога в процессе практики
Гуманистическая направленность образования меняет традиционное представление о цели образования как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков», а важной задачей ставит обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации. Образованность личности сегодня - это ее развитая способность к самоисследованию и самосовершенствованию собственных сил с тем, чтобы адекватно природному предназначению и социальным запросам найти свое место в жизни, всесторонне самореализоваться, утвердить себя в обществе и выбранной профессии.
Педагогическая практика важнейшее звено в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Она является видом практической деятельности студентов, специфика которой заключается в том, что именно в ней в большей степени можно наблюдать идентификацию с профессиональной деятельностью. Она является связующим звеном между теоретическим обучением будущих учителей и их самостоятельной работой в учреждениях образования. Практика – это, прежде всего процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самопризнания и самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность в самосовершенствовании и самореализации.
Период практики становится качественно новой ступенью в образовательном процессе, способствующий личностно-профессиональному развитию студента, так как важнейшим «инструментом» деятельности все заметней становится личностная позиция студента, содержание и средства педагогической деятельности. Поэтому общая цель практики определяется как формирование профессиональных умений и навыков, развитие личностных свойств и качеств, а также формирование потребностей в самосовершенствовании в учебно-профессиональной деятельности.
Важнейшей особенностью всех этих компонентов является их направленность на профессионально-личностное развитие, то есть на самореализацию личности будущего учителя.
Под самореализацией личности будущего учителя мы понимаем процесс, направленный на осознание, выявление и проявление своих индивидуальных и профессиональных возможностей, осуществление планов, обеспечивающих достижение наивысших результатов в учебно-профессиональной деятельности и утверждение себя не только как личности, но и как профессионала.
Самореализация личности связывается в психолого-педагогической интерпретации с внешними (наличие стимулов извне) и внутренними факторами. Говоря иначе, она не происходит «сама собой», а значит, для процесса ее осуществления требуются подходящие условия. Следует заметить, что при определении педагогических условий, стимулирующих самореализацию личности будущего учителя, важно учитывать их взаимовлияние и взаимосвязь.
В педагогике «условия», не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабевают действие причины. С таких позиций «условия» рассматриваются как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Современная дидактика трактует «условия» как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения.
Под педагогическими условиями самореализации личности будущего учителя мы понимаем оптимальную целенаправленно сформированную совокупность педагогических факторов, обеспечивающих будущему учителю возможности для самореализации на более высоком уровне.
Рассмотрим различные подходы в поиске оптимальной группы условий самореализации личности будущего учителя в процессе педагогической практики: личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический, синергетический.
Личностно-деятельностный подход предполагает создание в процессе профессионального обучения условий и возможностей для проявления сущностных сил и способностей студентов; культурологический - что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога являются не столько специальные знания, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессиональная культура, обеспечивающая личностное развитие, самопознание, самоопределение, самореализацию; аксиологический подход позволяет с помощью гуманистических профессионально-ценностных ориентаций строить в сознании будущего учителя идеальную модель будущей профессиональной деятельности, которая служит эталоном, ориентиром в профессиональной самореализации будущего специалиста; в соответствии с синергетическим подходом реализация студентом своего потенциала в процессе педагогической практики будет наиболее эффективной, если практикующим студентам – будущим учителям - предоставляются возможности проявлять разнообразные способности и интересы.