Курсовая работа|Педагогика

Взаимосвязь мотивации студентов и уровня их тревожности в процессе дистанционного образования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 55

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ

1.1       Теоретические подходы к проблеме тревожности в психологии

1.2       Мотивация к учебной деятельности и её развитие в онтогенезе

Выводы

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Количественный и качественный анализ полученных данных

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ  

Актуальность темы исследования. Одной из основных проблем психологии и педагогической психологии, в частности, является проблема мотивов и мотивации, в том числе мотивации учебной деятельности. А формирование мотивации учения в студенческом возрасте, без преувеличения, можно назвать одной из центральных проблем современной высшей школы. Мотивация как система устойчивых мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности, является ведущим фактором регуляции деятельности и во многом определяет ее успешность. Актуальность темы исследования объясняется также постоянным обновлением содержания обучения, что нередко ведет к скудному представлению студентов о своей будущей профессии, а также постановкой целей и задач формирования у студентов приемов волевой саморегуляции для благоприятного самостоятельного обучения и формирования активной жизненной позиции. Однако сегодня многие преподаватели отмечают отсутствие интереса к учебе у студентов. Поэтому одной из задач, которая должна решаться в вузе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее ее развитие у студентов. При этом необходимо четко понимать факторы формирования как позитивной, так и негативной учебной мотивации.

Одним из факторов, оказывающим негативное влияние на формирование положительной мотивации к учению, является тревожность.

В последнее время проблема тревожности личности является одной из актуальных и фундаментальных в психологии. По данным Всемирной Организации здравоохранения, ежегодно около 100 млн. жителей нашей планеты обнаруживают признаки тревоги, связанной с разного рода стрессами. И особенно актуальной проблема тревожности является для юношеского возраста, который приходится на период обучения в вузе. В силу специфических психологических особенностей «переходного возраста» юноши и девушки остро и не всегда адекватно реагирует на изменения, происходящие в окружающем мире, осуществляя поиск способов «взрослого поведения». При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение юношей и девушек может принимать неправильные формы, приводить к неблагоприятным реакциям. Проявления тревожности в студенческом возрасте разнообразны: это и сниженная активность на занятиях, и смущение и скованность при ответах, и избегание общения с сокурсниками. Результатом больших эмоциональных нагрузок, которые испытывают студенты в этой ситуации, зачастую являются различные психосоматические заболевания. Все это не может не сказаться на мотивации к учению.

Степень научной изученности темы исследования. В последнее десятилетие существенно усилился интерес как зарубежных, так и российских психологов к изучению тревожности. Так, среди психологов, посвятивших свои труды данной проблеме, можно назвать З. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Роджерса, Л. И. Божович, Ф. Б. Березина, А. М. Прихожан, Р. С. Немова, Е. И. Рогова и др., которые придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха и рассматривают тревожность как свойство и состояние личности.

Не менее пристальное внимание уделяется в психологии и проблеме мотивации и, в частности, учебной мотивации. Данная проблема изучалась З. Фрейдом, С. Л. Рубинштейном, Дж. Аткинсоном, К. Левиным, А. Маслоу, Б. В. Зейгарник, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьевым, М. В. Матюхиной, А. К. Марковой, А. Г. Ковалёвым и др. Не всегда исследователи были едины в своих взглядах по вопросу содержания понятия «мотивация». Например, для отечественных психологов было присуще соотносить динамическую и содержательно-смысловую стороны при характеристике мотивации. Однако бесспорным для всех исследователей является понимание мотивации как сложного, многофакторного явления. Такое понимание характерно и для мотивации учебной деятельности, акцент на изучение которой будет сделан в данной работе.

Вместе с тем, как показал анализ литературных источников, проблема связи тревожности и мотивации к обучению у студентов в психологической литературе освещена недостаточно полно, эмпирические исследования немногочисленны и носят разрозненный характер, что и определило выбор темы работы.

Цель исследования: выявить взаимосвязь тревожности и мотивации к обучению у студентов.

Объект исследования: тревожность студентов.

Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и мотивации к обучению.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь тревожности и мотивации к обучению у студентов.

Задачи исследования:

Провести анализ литературы по проблеме исследования.

Сформулировать основные теоретические положения о соотнесении уровня тревожности с мотивацией к обучению.

Осуществить подбор психодиагностических методик с целью выявления особенностей тревожности и мотивации к обучению у студентов.

Изучить уровень связи между тревожностью и мотивацией к обучению у студентов.

Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.

Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, тестирование, количественный, качественный и статистический анализ результатов исследования.

База исследования. Эмпирическое исследование было организовано на базе ВУЗов города.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении теоретических представлений о взаимосвязи тревожности и мотивации к обучению у студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов высших учебных заведений для профилактики возникновения отрицательно окрашенных эмоциональных состояний студентов, ведущих к формированию у них повышенного уровня тревожности.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ

 1.1 Теоретические подходы к проблеме тревожности в психологии

 Проблема тревожности сегодня не перестает быть актуальной, поскольку общеизвестно, что она оказывает влияние как на здоровье, так и поведение человека, на продуктивность его деятельности. Повышенный уровень тревожности негативно сказывается и на качестве социального функционирования личности, снижает уверенность человека в своих силах и возможностях, создает проблемы в межличностном общении и способствует развитию конфликтных отношений. В этой связи вполне закономерно, что вопросы тревожности находятся в сфере внимания как зарубежных, так и отечественных психологов.

Впервые понятие тревоги было введено в научный оборот З. Фрейдом, который не отождествлял понятия «страх» и «тревога», понимая под страхом

«…конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безотчетный страх − тревогу, носящую… внутренний характер (нем. Angst)».

Несмотря на то, что на сегодняшний день в психологической литературе содержится огромное количество самых разных определений тревожности, единой теории тревожности нет, что объясняется множеством различных подходов к данной проблеме как в психологии, так и в таких областях знаний, как психиатрия, физиология, клиническая фармакология и др. Причем, интерес отечественных психологов к данному феномену значительно вырос в связи с кардинальными изменениями в жизни современного общества, достаточно неожиданными политическими событиями во всем мире, что порождает неопределенность и непредсказуемость будущего и, как итог, повышение эмоциональной напряженности, тревоги подавляющего большинства населения. Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах таких отечественных психологов, как Л. И. Божович, Ф. Б. Березин, А. М. Прихожан, Р. С. Немов, Е. И. Рогов и др., которые, исследуя природу тревоги, рассматривают тревожность как свойство и состояние человека.

Сегодня тревожность трактуется как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения (А. М. Прихожан); как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черта личности или темперамента (Р. С. Немов); эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания тревоги с выделением шести уровней состояния тревоги (Ф.Б. Березин); переживание, в основе которого лежит неудовлетворенность ведущих потребностей человека (Л. И. Божович). Определяя тревожность в процессе обучения, различают «школьную тревожность» (А. В. Микляева, П. В. Румянцева); «тревожность выпускника» (Е. И. Стрижиус, Л. Ю. Еремина).

Мы, вслед за А. М. Прихожан, под тревожностью будем понимать

«переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [28, с.14].

Ситуативная тревожность проявляется в напряженности, беспокойстве, нервозности. При этом, возникая в ситуации стресса, характеризуется различной интенсивностью и динамичностью. Высокий уровень тревожности, которая является результатом страха возможной неудачи, оценивания со стороны других людей, представляет собой приспособительный механизм, который повышает ответственность человека перед лицом общественных требований и установок.

А. М. Прихожан, Р. С. Немов, А. О. Прохоров, Е. И. Рогов выделяют также самооценочную, школьную, личностную и межличностную, оценочную (экзаменационную) тревожность.

Следует подчеркнуть, что, по мнению исследователей, в частности, А. М. Прихожан, определенный уровень тревожности не только присущ каждому человеку, но и необходим ему для «оптимального приспособления человека к действительности» [29, с.98]. Тревожные сигналы организма, проявления его инстинктивных реакций, интуиция являются основой для понимания и ощущения людьми своей безопасности или небезопасности. То есть здесь речь идет о субъективном представлении человека о наличии или отсутствии угроз своему существованию [18, с.108].

Пребывания в состоянии тревоги, человек переживает различные негативные эмоции, которые влияют не только на его психическое и соматическое состояние, но и на социальные взаимоотношения, а также на мышление, поведение, внимание, речь. При этом следует подчеркнуть, что данное состояние у различных людей может вызываться разными эмоциями. При этом ведущей эмоцией а таком переживании является страх.

Несмотря на то, что в повседневном общении употребляются слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, для психологической науки эти понятия неравнозначны. Следует отличать тревогу от тревожности. Состояние тревожности устойчиво и очень заразительно. К. Изард в своей теории дифференциальных эмоций объясняет различие терминов «страх» и «тревога», таким образом: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них [19, с.208]. Тревожность – это повышенная предрасположенность испытывать опасения и беспокойство [34, с.518].

По мнению А. В. Микляева и П. В. Румянцева: «в отличие от тревоги, тревожность следует рассматривать как психическое свойство и определять как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» [25, с.58].

По мнению А. С. Спиваковской: «в отличие от страха, тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности» [33, с.87].

К. Хорни отождествляет понятия «страх» и «тревога», используя их как синонимы. Однако, стоит отметить, что впоследствии автор разводит эти термины, отмечая, что страх – это реакция, которая пропорциональна наличной опасности, тогда как тревога представляет собой несоразмерную реакцию на опасность или реакцию на воображаемую опасность [35, с.304].

50 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское