Реферат|Психология

Влияние социально-психологического климата

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 17

Введение

  1. Особенности функционирования студенческой группы
  2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат студенческой группы
  3. Механизм влияния социально-психологического климата

Заключение

Список использованной литературы

В качестве введения к работе можно указать, что о влиянии социально-психологического климата студенческой группы на эффективность процесса существуют довольно неоднозначные мнения.

Тема влияния социально-психологического климата в студенческой группе на эффективность процесса обучения затрагивалась в достаточном количестве публикаций, в которых рассматривались вопросы, которые связаны с характеристикой сути, роли и факторов социально-психологического климата (О.И. Зотова, А.Г. Ковалев, В.К. Панферов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Е.В. Шорохова) [11, 12].

Что касается вопроса, который связан с изучением социально-психологического климата определенных типов коллективов, то он поднимался в исследованиях Ф.П. Витнаускене, А.И. Донцова,  И.В. Колесниковой, Л.В. Корчевина, М.Н. Кочевника, Г.М. Мануйлова, Г.А. Моченова, А.Ф. Шикуна [2, 3].

К сожалению, и на это стоит обратить особое внимание, в последние годы количество исследований, посвященных изучению социально-психологического климата в студенческих группах и его влиянию на эффективность процесса обучения, значительно сократилось, а, что еще больше вызывает наше сожаление, ограничен доступ к более ранним публикациям по данной проблеме. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в данный момент проблема влияния социально-психологического климата студенческих групп на эффективность процесса обучения и усвоения знаний, практически не изучается.

Сказанное выше является одним из «моментов», которые обуславливают актуальность нашей работы. Кроме того, на выбор темы работы повлиял еще ряд факторов, которые также обуславливают актуальность данного вопроса:

- необходимость решения проблем, которые  связаны с «формированием» взаимоотношений между членами группы, скажем так, «нового уровня», которого требуют повысившиеся требования к уровню профессиональной и морально-психологической подготовки специалистов;

- основательные трансформации, которые происходят сегодня в жизни нашего государства, а также реформирование системы образования;

- реальная необходимость в продолжении «раскрытия» социально-психологического потенциала студенческих групп и повышении эффективности процесса образования.

Объектом изучения в работе является социально-психологический климат в студенческой группе.

Предметом изучения выступает связь между социально-психологическим климатом и эффективностью учебного процесса в студенческой группе.

Целью работы есть выявление характерных особенностей социально-психологического климата в студенческой группе и методов влияния социально-психологического климата на учебную деятельность, а также определение условий, при которых в студенческой группе не только создается, но и поддерживается благоприятный социально-психологический климат, который способствует улучшению качества обучения и усвоения знаний.

Обратим внимание на то, что при постановке цели работы мы «отталкивались» от того, что эффективность обучения, профессиональный и личностный рост студентов, напрямую зависят от социально-психологического климата, который существует в студенческом коллективе, и который влияет на процесс обучения посредством самооценки и уверенности в себе студентов, их ответственности друг перед другом.

 

  1. Особенности функционирования студенческой группы

Одной из характерных черт коллектива студентов, по нашему мнению, является цель, которую ставит перед собой эта группа: обеспечение условий, которые позволяют каждому из членов студенческой группы не только в полной мере усвоить учебную программу, но и полностью (всесторонне) подготовиться к последующей профессиональной деятельности [7].

Для реализации данной цели необходимо, во-первых, формирование в группе такой обстановки, которая должна активизировать каждого студента, во-вторых, в обстановке взаимодействия и взаимопомощи студенты должны научится решать проблемы, которые могут возникать в коллективе, на практике изучать социально-психологические механизмы регулирования жизни и деятельности в коллективе [7].

Кроме того, студенческую группы характеризуют и особенности ее «состава»: вместе со сравнительной однородностью образования и возраста существуют еще и значительные межличностные и социальные различия [7].

Студенческую группу можно назвать своеобразным психологическим центром, в котором формируются нравственные качества и правильное отношение к учебе у будущих специалистов [8].

Для того, чтобы студенческая группа могла повысить эффективность процесса обучения каждого из своих участников, необходимо, по нашему мнению, прежде всего, чтобы студенческая группа стала единым «организмом» или, другими словами, командой, в которой все готовы прийти на помощь друг другу, в которой обучение и знания находятся на первом месте и к ним относятся с должным уважением, в которой создается атмосфера, способствующая научному поиску. Если обобщить все сказанное, то можно сказать, что для того, чтобы процесс получения и усвоения знаний был эффективным, необходимо чтобы в студенческой группе был благоприятный социально-психологический климат [4].

На сегодняшний день в состав студенческих групп входят представители разных статусных слоев общества, которых можно разделить на «обладателей» высокого, среднего и низкого статуса.

Что касается характерных особенностей социально-психологического климата в студенческой группе, то они определяются ведущим видом деятельности студентов: учебой, которая имеет специфические психологические характеристики [6].

Это объясняется тем, что познавательная деятельность есть не что иное как интеллектуальный труд по решению и выполнению учебных задач, сложность и напряженность находится на довольно высоком уровне. Однако, такой труд необходим, так как именно в процессе учебной деятельности развивается личность каждого члена студенческой группы.

Заметим, что при этом отличие учебных задач от производственных заданий заключается в том, что эти задачи обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полной мере. Другими словами, в учебной деятельности общая задача группы есть и задачей каждого отдельного ее члена [6].

  1. Богданова М.В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе // Первое сентября -№ 10, 2010. –С. 7 – 25.
  2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2006. - 207 с.
  3. Донцов А.И., Психология коллектива. - М.: Изд-во МСК. ун-та, 2007. – 208 с.
  4. Ишмекеева А.К. Факторы формирования и корректировки социально-психологического климата в коллективе// Психология, социология и педагогика. 2013. - № 2. – С. 5-6. ·
  5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: [учебн. пособ.] / – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 310 с.
  6. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов // Вопросы психологии. 2006. № 8. С. 100-111.
  7. Новиков М.Г. К вопросу о социально-психологических проблемах в учебном студенческом коллективе // Психология образования: современное состояние и перспективы.//Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием). Славянск-на-Кубани, 24 – 25 апреля 2008 г. / под общей ред. Е.Ю. Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – С.295-301
  8. Новиков М.Г. Методы регулирования социально–психологического климата студенческих коллективов на этапе вхождения в профессию // Известия РАО. – 2010 г. № 4. – С. 121-127.
  9. Новиков М.Г. Мотивация профессионального развития студентов // Психология образования: современное состояние и перспективы. - Материалы I Всерос. науч.-практич. конф. Славянск-на-Кубани, 26 - 27 апреля 2007 г. / под общей ред. Е.Ю. Пряжниковой. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. С. 106 - 113.
  10. Новиков М.Г. Профессиональная деятельность коллективного субъекта труда вуза по формированию социально-психологического климата студенческой группы // Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – Тверь, 2011. – 27 с.
  11. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст] / Б. Д. Парыгин. – СПб. : СПбГУП, 2010. – 533 с.
  12. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. – СПб., 2004. – С.310.
  13. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во СПб, ун-та, 2006.-181 с.
  14. Социально-психологический климат в студенческой группе: методические рекомендации для кураторов академических групп /Нижегор.гос.архитктур.-строит.ун-т; сост. Т.Г. Харитонова. - Н.Новгород, ННГАСУ, 2013. - 30 с.
  15. Утлик В.Э. Психологический климат студенческой группы // Инновации в образовании. - № 8, 2010. – С. 32-42.
  16. Фетискин Н. П. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд. Института Психотерапии, 2002. – 191 с.
  17. Чернышев А.С. Психологические проблемы современной молодежи // Молодежь провинции: проблемы и перспективы. - Курск. - 2011.- 154 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2017 год 22 стр.
Психология Обмана и влияние на студента
antiplagiatpro
Реферат Психология
2015 год 14 стр.
Влияние цвета и формы на психику человека

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское