Курсовая работа|Педагогика

Воспитательная работа по формированию представлений о семейных ценностях

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 33

Введение                                                                                                                      

Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы

по формированию у младших школьников представлений

о семейных ценностях                                                                                                

1.1. Понятие мотивационно-ценностной сферы личности                                     

1.2. Мотивы и ценности как внутренние побудительные силы поведения

личности                                                                                                                      

1.3. Содержание воспитательной работы по формированию младших

школьников представлений о семейных ценностях                                                     

Глава 2. Исследование организации воспитательной работы

по формированию у младших школьников представлений о семейных

ценностях

2.1. Методики исследования сформированности представлений о семейных ценностях у младших школьников                                                                         

2.2. Критерии и показатели эффективности воспитательной работы

по формированию у младших школьников представлений о семейных ценностях

Заключение                                                                                                                 

Список литературы                                                                                                    

Приложения                                                                                                                

Актуальность темы работы обусловлено тем, что подрастающее поколение необходимо готовить к се­мейной жизни. Как представляется, эффективный путь осуществления этой за­дачи - формирование у школьников ценности семьи и семейных духовно-нравственных ценностей.

В процессе воспитания детей используются различные методики формирования представлений о семейных ценностях, посредством которых происходит процесс развития представлений о семейных ценностях, которое становится практически сформированным к подростковому возрасту. Однако до настоящего момента практически не существует исследований, которые бы качественно изучали, как эффективно формировать представления о семейных ценностях ребенка.

Поэтому проведенное нами исследование путей и способов формирования представлений о семейных ценностях представляется достаточно важным.

Объект исследования - школа № 5.

Предмет исследования - проблемы организации воспитательной работы по формированию у младших школьников представлений о семейных ценностях.

Цель работы - изучение, анализ состояния воспитательной работы по формированию у младших школьников представлений о семейных ценностях.

Задачи работы:

  1. Охарактеризовать понятие мотивационно-ценностной сферы личности
  2. Мотивы и ценности как внутренние побудительные силы поведения личности 
  3. Определить содержание воспитательной работы по формированию у младших школьников представлений о семейных ценностях.
  4. 4. Охарактеризовать методики исследования сформированности представлений о семейных ценностях у младших школьников.
  5. Определить критерии и показатели эффективности воспитательной работы по формированию у младших школьников представлений о семейных ценностях.

В работе использованы труды следующих авторов, внесших наиболее ощутимый вклад в разработку исследуемой проблемы: Гайдукова С.С., Радченко Т.В., Гаранина Е.Ю., Голивцова Н.Н., Юдин А.П., Ильин Е.П., Кибанов А.Я., Красавченко И.А., Лебедева Н.М., Леонтьев А.Н., Маслоу А., Попик Л.В., Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П.,  Тертель А.Л. и др.

Результаты работы могут найти свое применение в учебно-педагогическом процессе в отечественных образовательных учреждениях.

 

Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы  по формированию у младших школьников представлений о семейных  ценностях

 1.1. Понятие мотивационно-ценностной сферы личности

Как указывается в изученной литературе [1; 12 и др.], мотивационно-ценностная сфера личности определяется комплексом ценностных и мотивационных компонентов.

Ценности влияют на отношение человека к окружающему миру и также диктуют его поведение в обществе [8, 26]. В своей теории, являющейся основой для многих ученых, изучающих ценностные ориентации, Ф. Клакхон и Ф. Стродбек определяют ценности как собранные воедино принципы, которые помогают внутренним мотивам человека принять необходимый курс для решения общественных проблем [8, 26]

По мнению Н.М. Лебедевой [8, ценности имеют универсальную и культурно-специфическую природу, поэтому в исследованиях принято отдельно рассматривать ценности на индивидуальном уровне, присущие внутреннему «Я» человека, и культурном - диктуемые общественными нормами. Ценностные ориентации на этих двух уровнях могут как совпадать, так и различаться. Однако, несмотря на схожесть формулировок понятия «ценности», подходы к их пониманию разнятся.

Также для того, чтобы охарактеризовать мотивационно-ценностную сферу личности необходимо в первую очередь определиться с пониманием термина «мотивация».

В переводе с латинского языка «мотивация» означает побуждение к действию. Как указывается в изученных источниках [3; 6 и др.], такое побуждение к действию отличается у каждого человека и зависит от его персональных особенностей к побуждению его деятельности.

В данной связи организатору воспитательной работы должно уметь находить рычаги влияния, как на отдельного ребенка, так и на весь ученический коллектив, чтобы запустить мотивационный процесс.

Для запуска мотивационного процесса в школе необходимо четко определиться с факторами, которые способны повлиять на учащихся.

Мотивационные факторы должно таким образом влиять на поведение учащихся, чтобы обеспечить правильное направление деятельности каждого ребенка на достижение поставленных целей и задач, создав условия для реализации ими своих ключевых потребностей [10, 29].

Однако, следует иметь ввиду, что у каждого человека имеются свои потребности и они определяются спецификой личности каждого человека.

Таким образом, можно определить мотивацию как внутреннюю энергию, которая имеется у каждого человека и позволяет личность человека проявлять активность в своей деятельности и выполнении ими своих функциональных обязанностей.

Одним из первых, кто разработал концепцию ценностных ориентаций личности, был американский психолог М. Рокич. Он считал, что каждый человек в разной степени обладает одним и тем же немногочисленным набором ценностей, которые организованы в систему [7, 56]. Вслед за ним свой подход к анализу ценностей предложили Ш. Шварц и В. Билски. Основой их концепции становится тип мотивационной цели, на базе которой формируется ценностная ориентация. При этом каждому мотивационному типу соответствует своя мотивационная цель. Согласно Ш. Шварцу и В. Билски, все типы мотивации основаны на трех потребностях, универсальных для всех индивидов: биологические потребности, потребности в регулировании социального поведения и потребности в процветании своей социальной группы.

В различных источниках [15 и др.] выделяется 10 основных типов мотивации, которые соответствуют определенным ценностям и регулируют поведение человека:

  1. Саморегуляция (свобода выбора, действий).
  2. Стимулирование (полнота жизненных ощущений).
  3. Гедонизм (наслаждение жизнью).
  4. Достижение (желание достичь успеха, который принесет одобрение общества).
  5. Власть (желание влиять и доминировать).
  6. Безопасность (стремление к стабильности и миру).
  7. Конформность (действия человека в соответствие с законами своей социальной группы, гармоничное существование в обществе).
  8. Традиция (следование обычаям).
  9. Благожелательность (стремление делать добро и поддерживать благополучие).
  10. Универсализм (терпимость, поддержание гармонии в мире).

Соответственно, выявив мотивы, можно получить возможность судить о ценностях, присущих нашему обществу.

  1. Гайдукова С.С., Радченко Т.В. Исследование мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей//Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. - № 7. - С. 71-75.
  2. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. Пособие / Гаранина Е. Ю, Коноплева А.Н., Карабанова. С.Ф. - М.:Флинта: МПСИ, 2009. - 380 с.
  3. Голивцова Н.Н., Юдин А.П. Менеджмент: учебное пособие / ВШТЭ СПбГУПТД. - СПб., 2017. - 99 с.
  4. Документы МБОУ «СШ № 5».
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.
  6. Кибанов А.Я. Управление персоналом. Вариативные учебные дисциплины, курсовые проекты. Бакалаврская программа «Управление персоналом организации». - М.: Инфа-М, 2017. - 315 с.
  7. Красавченко И.А. Ценностно-мотивационные характеристики современной телевизионной рекламы // Связи с общественностью и реклама в системе коммуникаций / Сб. науч. трудов каф. рекл. и св. с общ-ю. Вып. 10, Фак. журн. МГУ. - М., 2015. - 212 с.
  8. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал, 2001. - № 3. - С. 23-28.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2002. - 304 с..
  10. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
  11. Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) [Электронный ресурс] режим доступа: http://psycabi.net/testy/297-oprosnik-shkala-semejnoj-adaptatsii-i-splochennosti-oprosnik-faces-3-test-d-kh-olsona
  12. Попик Л.В. Мотивационно-ценностная сфера педагога и эффективность его деятельности // Современные научные исследования и разработки, 2016. - № 6. - С. 433-435.
  13. Программа формирования семейных ценностей «Семья» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hm-skosh.ru/storage/app/uploads/public/58f/5db/c49/58f5dbc49459c568598228.pdf
  14. Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности отношениями в семье// Вест. Моск. Ун-та. сер.14. Психология. - 1984. -№ 2. - С. 54-60.
  15. Тамберг В., Бадьин А. Бренд - боевая машина бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.polbu.ru/tamberg_brand/ch15_all.html.
  16. Тертель А.Л. Психология. - М.: Проспект, 2009. - 176 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское