- Изучение предпосылок письма у детей с ФФНР
2.1. Организационные методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования устной речи
2.3. Анализ результатов исследования неречевых функций
- Разработка комплекса мероприятий по профилактике нарушений письма у детей с ФФНР
3.1. Общие подходы к организации работы по профилактике нарушений письма у детей
3.2. Содержание и методы работы учителя-логопеда
3.3. Взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами и родителями
Заключение
Список использованных источников
Приложение
2. Изучение предпосылок письма у детей с ФФНР
2.1. Организационные методы исследования
Диагностика нарушений письма проводится в следующей последовательности:
- Оценка умственного развития: диссонанс между вербальным и невербальным интеллектом. Информативны задания невербального характера: классификация, пространственная комбинаторика, поиск алгоритма изменения фигур, проверка кратковременной слухоречевой памяти, способность к рядоговорению (цифры, дни недели, алфавит).
- Оценка развития устной речи: необходимо знать состояние импрессивной и экспрессивной речи. Анализируются такие параметры: речевая активность, сложность построения и длина фраз, грамматичность, объем словарного запаса, фонематическая компетентность (называть изображения), нарушения слоговой структуры (замены, пропуск).
Цель обследования – выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушений письма. В процессе обследования определяется степень выраженности, характер, вид нарушений, что дает возможность определить направления коррекционно-логопедической работы.
При обследовании детей с нарушениями письменной речи учитывается состояние зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребенка, которые определяются врачами-специалистами.
Обследование проводится с учетом таких основных принципов, как принцип комплексности, системности, патогенетический, деятельностный, личностный, принцип развития.
Схема обследования детей с расстройствами письма включает следующие разделы.
- Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации.
- Анамнез.
- Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата.
- Речевая моторика.
- Слуховая функция.
- Состояние звукопроизношения.
- Состояние фонематического анализа, синтеза и представлений.
- Фонематическое восприятие (дифференциация фонем).
- Особенности словарного запаса и грамматического строя речи.
- Особенности динамической стороны речи.
- Состояние зрительной функции: биологическое зрение, зрительный гнозис, мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.
Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка – игре, в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.
В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.
Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.), 2–3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием, серию последовательных картинок, несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т п.); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков, наборное полотно, кассу с буквами, 2–3 различных букваря, книги для чтения I, II, III классов, такие, как «Маленькие рассказы» Л Н Толстого, иллюстрированные сказки, несколько игр типа лото, домино.
Логопедическое обследование речи ребенка направлено на выявление, предупреждение и максимальную коррекцию трудностей при обучении. При этом обращается внимание не только на звукопроизношение, но и на общее развитие ребенка, состояние его артикуляционного аппарата, владение связной речью и общее звучание речи, фонетический слух и понимание звучащей речи, словарный запас ребенка, владение грамматическими нормами.