Введение
Глава 1. Теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения
1.1. Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения
1.2. Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов в педагогической и методической литературе
1.3. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения
Глава 2. Особенности патриотического воспитания обучающихся 4 класса
2.1. Сущность и характеристика понятий «патриотизм», патриотическое воспитание
2.2. Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников
2.3. Проектная деятельность как средство формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса
Глава 3. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности проектной деятельности для формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса
3.1. Выявление уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса
3.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников в проектной деятельности
3.3 Динамика уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Выбор темы «Формирование патриотических чувств посредством проектной деятельности у обучающихся 4 класса» обусловлен тем, что значительное количество социальных и экономических проблем, в современных условиях, с которыми встретилась Россия, в большой степени явились результатом потери высокопатриотических чувств у основной части народонаселения нашего государства. Престиж военной и государственной службы претерпел значительные падения в обществе. Значимость патриотизма и его воспитания были осознаны в последние несколько лет. Как факторов, содействующих поднятию степени понимания каждого человека, его участия к существующим перед страной задачам и процветанию самого государства. Огромные перемены в обществе оказывают сильное воздействие на наше подрастающее поколение: на ее неразвитое сознание, чувства, слабую волю. Суть процесса изменений в современной России: формирование нравственности, патриотизма, гражданской активности современного поколения.
Современные возможности по преодолению отрицательных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе, демонстрирует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016 – 2020 годы. Данная программа определяет основные линии формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включают основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма.
Преобразования в российском обществе привели к изменениям и в общественном заказе на образование. Современное образовательное учреждение обязано стать главной движущей силой, которая в свою очередь обеспечивает социокультурную составляющую, ставит и решает задачи развития личности, преобразовавшись тем самым в эффективный фактор развития страны.
Результаты психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Т.М. Маслова) позволили сделать вывод, что младший школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Школа – важный общественный институт, через который проходит каждый российский гражданин. Исходя из выше изложенного в школе должна быть объединена не только обще интеллектуальная, но и общегражданская, нравственная, высококультурная жизнь обучающегося.
В Законе «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина – патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Предмет исследования: возможность проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Цель курсовой работы – рассмотреть возможности проектной деятельности как средства формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения;
- Провести анализ особенностей патриотического воспитания обучающихся 4 класса;
- Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса;
- Изучить динамику уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Для поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого-педагогичекой и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, конкретизация.
Методы исследования:
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- изучение опыта работы учителей начальных классов по исследуемой проблеме;
- наблюдение, беседа.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования полученных результатов и накопленного опыта в практике формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, основную часть, разделенную на 3 главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения
1.1. Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения
Метод проектов, как важнейшая составляющая проектной деятельности, не является принципиально новым в мировой педагогике, поскольку зародился в 20-х годах прошлого века в США. Он также был назван методом проблем и связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, который предложил строить обучение на активной основе, через соответствующую деятельность ребенка, в соответствии с его личными интересами.
Как отмечает В.У. Антоненко, со временем идея проектного метода претерпела некоторую эволюцию. Рожденная из идеи бесплатного образования, в настоящее время она является составной частью хорошо продуманной и структурированной системы образования. Такая организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов [5].
Проектный метод нашел отражение в идеях российских ученых 20-х годов: Б. В. Игнатьева, Н. К. Крупская, Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенин, В. Н.Шульгин и другие советские педагоги считали, что критически переработанный проектный метод может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связывая теорию с практикой.
Глусовой Е.Е.. были выявлены следующие теоретические принципы проектно-ориентированного обучения и проектной работы:
- в центре внимания-школьник: содействие развитию его творческих способностей;
- учебный процесс строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для школьника, что повышает его мотивацию в обучении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт системного использования в разных ситуациях и др. [10].
Исходный лозунг основателей технологии (системы) проектного обучения: «Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного метода, по мнению Л. Р. Баимбетова., а также проектной деятельности, в целом, состоит заключается в создании условий, при которых участники проекта:
1) научиться использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;
2) приобретают коммуникабельные умения, работая в различных группах;
3) развивают у себя умения и навыки в т.ч. исследоватеьские умения (умениявыявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения анализа, построения гипотиз, обобщения); технологические проектировочные, конструкторские, коммуникативные, диагностическо- аналитические;
4) развивают системное мышление и др. [8].
Применение метода проектов и проектной деятельности способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
Умение использовать метод проектов и проектную деятельность в своей повседневной педагогической деятельности - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающие прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека [29].
Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, метод проектов, структура проекта, проектирование, проектная технология, технология проектной деятельности, проектная педагогическая технология, технология проектирования, прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование, планирование; рефлексия; процедуры оценки эффективности проекта и др.
Проект — «камень, брошенный вперёд» - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа или специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий имеющий социально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ [18].
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, что открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.
Единого подхода к определению понятия «метод проектов» в научной литературе нет. В таблице 1.1 представлены подходы современных педагогов к определению сущности метода проекта.
Таблица 1.1
Подходы к определению сущности метода проектов
Автор
|
Метод проектов – это
|
Адрианова С.А.[1]
|
комплексный метод, дающий возможность всем участникам проявить самостоятельность впланировании организации и т.п.
|
Тимофеева Л.Л[49].
|
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом
|
Боева Л.Л[6].
|
совокупность приёмов, действий в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения лично значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта
|
Матяш Н.В.[30]
|
совокупность организационных, познавательных, методических и других приемов, позволяющих решить конкретную проблему в результате самостоятельных действий его участников с обязательной презентацией этих результатов
|
Как показано в таблице 1.1, современные педагоги говорят о методе проектов как одном из способов организации образовательного процесса, обладающим большим потенциалом.
Таким образом, метод проектов всегда предполагает решение какой то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, совокупность дидактических средств, условий, этапов деятельности, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты, то есть является педагогической технологией.
Технология проектной деятельности - целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.