Курсовая работа|Педагогика

Формирование патриотических чувств посредством проектной деятельности у обучающихся 4 класса

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 52

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения

1.1. Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения

1.2. Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов в педагогической и методической литературе

1.3. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения

Глава 2. Особенности патриотического воспитания обучающихся 4 класса

2.1. Сущность и характеристика понятий «патриотизм», патриотическое воспитание

2.2. Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников

2.3. Проектная деятельность как средство формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса

Глава 3. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности проектной деятельности для формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса

3.1. Выявление уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса

3.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников в проектной деятельности

3.3 Динамика уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Выбор темы «Формирование патриотических чувств посредством проектной деятельности у обучающихся 4 класса» обусловлен тем, что значительное количество социальных и экономических проблем, в современных условиях, с которыми встретилась Россия, в большой степени явились результатом потери высокопатриотических чувств у основной части народонаселения нашего государства. Престиж военной и государственной службы претерпел значительные падения в обществе. Значимость патриотизма и его воспитания были осознаны в последние несколько лет. Как факторов, содействующих поднятию степени понимания каждого человека, его участия к существующим перед страной задачам и процветанию самого государства. Огромные перемены в обществе оказывают сильное воздействие на наше подрастающее поколение: на ее неразвитое сознание, чувства, слабую волю. Суть процесса изменений в современной России: формирование нравственности, патриотизма, гражданской активности современного поколения.

Современные возможности по преодолению отрицательных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе, демонстрирует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016 – 2020 годы. Данная программа определяет основные линии формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включают основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма.

Преобразования в российском обществе привели к изменениям и в общественном заказе на образование. Современное образовательное учреждение обязано стать главной движущей силой, которая в свою очередь обеспечивает социокультурную составляющую, ставит и решает задачи развития личности, преобразовавшись тем самым в эффективный фактор развития страны.

Результаты психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Т.М. Маслова) позволили сделать вывод, что младший школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Школа – важный общественный институт, через который проходит каждый российский гражданин. Исходя из выше изложенного в школе должна быть объединена не только обще интеллектуальная, но и общегражданская, нравственная, высококультурная жизнь обучающегося.

В Законе «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина – патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.

Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.

Предмет исследования: возможность проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств у обучающихся 4 класса.

Цель курсовой работы – рассмотреть возможности проектной деятельности как средства формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.

В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения;
  2. Провести анализ особенностей патриотического воспитания обучающихся 4 класса;
  3. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса;
  4. Изучить динамику уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса.

Для поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого-педагогичекой и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, конкретизация.

Методы исследования:

  • изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • изучение опыта работы учителей начальных классов по исследуемой проблеме;
  • наблюдение, беседа.

Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования полученных результатов и накопленного опыта в практике формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.

Структура работы. Курсовая работа включает введение, основную часть, разделенную на 3 главы, заключение, список литературы, приложение.

 

Глава 1. Теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения

1.1. Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения

Метод проектов, как важнейшая составляющая проектной деятельности, не является принципиально новым в мировой педагогике, поскольку зародился в 20-х годах прошлого века в США. Он также был назван методом проблем и связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, который предложил строить обучение на активной основе, через соответствующую деятельность ребенка, в соответствии с его личными интересами.

Как отмечает В.У. Антоненко, со временем идея проектного метода претерпела некоторую эволюцию. Рожденная из идеи бесплатного образования, в настоящее время она является составной частью хорошо продуманной и структурированной системы образования. Такая организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов [5].

Проектный метод нашел отражение в идеях российских ученых 20-х годов: Б. В. Игнатьева, Н. К. Крупская, Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенин, В. Н.Шульгин и другие советские педагоги считали, что критически переработанный проектный метод может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связывая теорию с практикой.

Глусовой Е.Е.. были выявлены следующие теоретические принципы проектно-ориентированного обучения и проектной работы:

- в центре внимания-школьник: содействие развитию его творческих способностей;

- учебный процесс строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для школьника, что повышает его мотивацию в обучении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт системного использования в разных ситуациях и др. [10].

Исходный лозунг основателей технологии (системы) проектного обучения: «Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного метода, по мнению Л. Р. Баимбетова., а также проектной деятельности, в целом, состоит заключается в создании условий, при которых участники проекта:

1) научиться использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;

2) приобретают коммуникабельные умения, работая в различных группах;

3) развивают у себя умения и навыки в т.ч. исследоватеьские умения (умениявыявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения анализа, построения гипотиз, обобщения); технологические проектировочные, конструкторские, коммуникативные, диагностическо- аналитические;

4) развивают системное мышление и др. [8].

Применение метода проектов и проектной деятельности способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

Умение использовать метод проектов и проектную деятельность в своей повседневной педагогической деятельности - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающие прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека [29].

Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, метод проектов, структура проекта, проектирование, проектная технология, технология проектной деятельности, проектная педагогическая технология, технология проектирования, прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование, планирование; рефлексия; процедуры оценки эффективности проекта и др.

Проект — «камень, брошенный вперёд» - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа или специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий имеющий социально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ [18].

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, что открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.

Единого подхода к определению понятия «метод проектов» в научной литературе нет. В таблице 1.1 представлены подходы современных педагогов к определению сущности метода проекта.

Таблица 1.1

Подходы к определению сущности метода проектов

Автор

Метод проектов – это

Адрианова С.А.[1]

комплексный метод, дающий возможность всем участникам проявить самостоятельность впланировании организации и т.п.

Тимофеева Л.Л[49].

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом

Боева Л.Л[6].

совокупность приёмов, действий в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения лично значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта

Матяш Н.В.[30]

совокупность организационных, познавательных, методических и других приемов, позволяющих решить конкретную проблему в результате самостоятельных действий его участников с обязательной презентацией этих результатов

 

Как показано в таблице 1.1, современные педагоги говорят о методе проектов как одном из способов организации образовательного процесса, обладающим большим потенциалом.

Таким образом, метод проектов всегда предполагает решение какой то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, совокупность дидактических средств, условий, этапов деятельности, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты, то есть является педагогической технологией.

Технология проектной деятельности - целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

  1. Абрамовских, Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2018. №5. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (Дата обращения 14.05.2020)
  2. Агаджанова, М.А. Современные настольные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов / М.А. Агаджанова // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. мат. Ежегодной международной научно-практической конференции. – – №5. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-nastolnye-igry-kak-innovatsionnaya-psihologo-pedagogicheskaya-tehnologiya-profilaktiki-sindroma-emotsionalnogo (Дата обращения 14.05.2020)
  3. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М. : Айрис-пресс, 2019. – 212 c.
  4. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование / Ю. Азаров. – 2020. – №6. – С. 3 – 7.
  5. Антоненко, В.У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов / В.У. Антоненко // Вестник КГУ – 2018. – №9 – С. 21 – 27.
  6. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании / А.Ф. Афтонасьев // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 2017. – С. 394- 402.
  7. Ахтырский, С.П. Содержательные и технологические аспекты проектной деятельности в начальной школе / С.П. Ахтырский // Инновационная наука. – – №4-2. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-i-tehnologicheskie-aspekty-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole (Дата обращения 14.05.2020)
  8. Баимбетова, Л.Р. Новые методы обучения // 12-летнее образование / Л.Р. Баимбетова. – 2019. – №10. – С. 4-9.
  9. Бородина, Е.Н. Наследие : метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной-игровой деятельности / Е.Н.Бородина. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2020. 140 с.
  10. Глусова Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе / Е.Е. Глусова // Классный руководитель – 2017 – № 6 – С. 54-58.
  11. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2015. – 64 с.
  12. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. – М. : Юрайт, 2018. – 440 с.
  13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2019. – 26 с.
  14. Коробова, О.В. Проектная деятельность как средство социализации младших школьников / О.В. Коробова. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov (Дата обращения 14.05.2020)
  15. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М. : Владос, 2019. – 256 с.
  16. Кривова, Л.П. Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и действий / Л.П. Кривова // Молодой ученый – 2016. – №9. – С. 50 – 57.
  17. Куницын, А.П. Наставление воспитанникам / А.П. Куницын // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / сост. П. А. Лебедев. – М. : Педагогика, 2017. – С. 141 – 145.
  18. Кусов В.А. Образовательные проекты: специфика организации / В.А. Кусов. – М.: Эксмо, 2017 – 213 с.
  19. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – N 4. – С. 4 – 6.
  20. Лутовинов, В.И. Проблемы воспитания патриотизма / В.И. Луговинов, С.И. Мешкова // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 50 – 54.
  21. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н.В. Мазыкина / Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 13 – 17.
  22. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4 Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – М. : Педагогика, 2015. – 120 с.
  23. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования / Т.М. Маслова: автореф. дисс. … к. п. н. – Хабаровск : – 25 с.
  24. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях : в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2020 . – 152 с.
  25. Мельникова, Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников / Е.В. Мельникова. – Режим доступа : http://www.gopsy.ru/ gopsy /456/83694/ (Дата обращения 14.05.2020)
  26. Мушкин, У.Р. Применение метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе / У.Р. Мушкин // Начальная школа. – 2017. – №1. – С. 94-99.
  27. Орешкина, Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Т.А. Орешкина. – Волгоград : Учитель, 2017. – 122 с.
  28. Осколкова, В.Р. Метод проектов: сущностные характеристики / В.Р. Осколкова, А.П. Рачева. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-suschnostnye-harakteristiki (Дата обращения 14.05.2020)
  29. Оспанова, Г.С. Организация проектной деятельности школьников / Г.С. Оспанова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3 (часть 1) – С. 49-57.
  30. Петровский, A.B. Быть личностью / A.B. Петровский. – М.: Политиздат, 2010. – 255 с.
  31. Поддьяков, А.Н.Общие представления об исследовательском поведении и его значение / А.Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. – – №1. – С.21 – 24.
  32. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е.Л. Райхлина Воспитание школьников. – 2019. – №9. – С. 26 – 28.
  33. Терненко, В.С. Проблемы низкой обучаемости младших школьников / В.С. Терненко // Современное образование. – 2015. – № 10. – С. 43.
  34. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – Режим доступа : http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/117_tolkovyj_slovar_russogo_jazyka_pod_red._d.n._ushakova (Дата обращения 14.05.2020)
  35. Харламов, И.Ф. Педагогика : учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2017. – 519 с.
  36. Ципелков У.Е. Перспективы использования метода проектов в начальной школе / У.Е. Ципелков // Вестник КГТУ. – 2016. – №10. – С. 50-55.
  37. Эркувинцев, С.М. Метод творческих проектов: потенциал и особенности применения / С.М. Эркувинцев // ЭКО. – 2016. – №12. – С. 94-100.
  38. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 2019. – 344 с.
  39. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / сост. П.А. Лебедев. – М. : Педагогика, 2017. – С. 223 – 246.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское