Криминалистика является юридической наукой, о которой говорят, что она находится на переднем плане борьбы с преступностью. Криминалистика на основе результатов научных исследований позволяет следователям, судьям, оперативно-следственным работникам и экспертам-криминалистам получить обоснованные наукой, проверенные на практике средства и методы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
В современных условиях, когда уровень преступности растет, знания криминалистики важны для органов внутренних дел. Значимость знаний криминалистики велика.
Криминалистика является динамично развивающейся наукой. Ее главная задача – удовлетворение актуальных потребностей следственной, экспертно-криминалистическое и судебной практики.
Знания криминалистики важны не только для производства уголовных дел. Они необходимы для проведения административного процесса.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что на современном этапе знания криминалистики необходимо внедрять в административный процесс.
Криминалистика практически всеми учеными долгое время рассматривалась преимущественно как наука, основной функцией которой является обеспечение практики борьбы с преступностью. Однако в последнее время наметилась тенденция интеграции научного знания, то есть перенос идей и представлений из одной научной области в другую. Этот процесс не мог обойти стороной и криминалистическую науку. Так, в юридической литературе высказываются предложения по использованию криминалистических знаний в арбитражном и гражданском процессах. Появились работы, содержащие рекомендации по применению криминалистики и в административном процессе, в частности при производстве административного расследования.
В связи с введением в Кодекс об административных правонарушениях РФ таких терминов, как «идентификационные признаки», «средства диагностирования», стало возможным использование в ходе административного расследования частных криминалистических теорий, среди которых криминалистическая идентификация и диагностика. Тема использования знаний криминалистики и ее роль в административном процессе исследовалась многими теоретиками и практиками. Тема прорабатывалась и описывалась в научной литературе, но несмотря на это, некоторые детали требуют более тщательной проработки во время проведения исследования. Существует проблема определения основных понятий, элементов криминалистики, ее значения и использования в административном процессе.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ возможностей и перспектив использования знаний криминалистики в административном процессе.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы следует выполнить задачи исследования:
- проанализировать развитие научных представлений о природе криминалистики;
- рассмотреть возможности и роль знаний криминалистики в административном процессе;
- определить общие положения криминалистической методики в расследованиях дел об административных правонарушениях;
- рассмотреть особенности использования криминалистических знаний при производстве по делам об административных правонарушениях;
- проанализировать использование знаний криминалистики в административном задержании.
Тема выпускной квалификационной работы освящалась во многих учебных пособиях, статьях и периодических изданиях. Тема рассматривалась в работах ученых-юристов: Р.С. Белкина, А.Г. Филиппова, И.В. Александрова, В.В. Бычкова и других.
Объект исследования – общественные отношения, которые возникают в связи использования знаний криминалистики в административном процессе.
Предмет исследования – возможности и перспективы использования знаний криминалистики в административном процессе.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются учебники по криминалистике и административном праве, учебные пособия, научные статьи, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
- Интеграция знаний криминалистики в административном процессе
1.1 Развитие научных представлений о природе криминалистики
Как система научных методов расследования преступлений криминалистика возникла в конце XIX в. благодаря работам австрийского ученого Ганса Гросса.
В 1892 г. вышел в свет фундаментальный труд «Руководство для судебных следователей» Г. Гросса, в котором были системно представлены все известные к тому времени приемы и средства работы с доказательствами и предложены новые рекомендации по использованию современных достижений науки и техники с целью обнаружения, изъятия и исследования следов преступления и иных вещественных доказательств.
До появления работы Ганса Гросса, термин «криминалистика» означал совокупность всех уголовно-правовых наук, впервые в более узком смысле слова данный термин был применен именно Г. Гроссом[1].
Таким образом, заслуга Г. Гросса состоит в том, что он первым систематизировал накопившиеся к тому времени в большом объеме знания, определив при этом их специфический, по отношению к уголовно-процессуальным нормам и нормам уголовного права, характер.
По мере того, как новые знания осознаются и применяются в повседневной деятельности, наступает следующий этап становления науки – этап накопления эмпирического знания как отражение результата применения на практике исходных положений зарождающейся науки. Постепенно возникают, по образному выражению известного ученого-криминалиста Р.С. Белкина, «первые островки» теории, объясняющей эти результаты[2].
Начальный этап зарождения специальных знаний, которые впоследствии получат название криминалистических, начинается в России в первой половине XIX в. Именно в это время появляются сочинения по уголовному процессу, в которых изложены вопросы, не регламентированные нормами уголовно-процессуального законодательства, то есть положения, чуждые для науки уголовного процесса, а именно тактические рекомендации по производству осмотра, обыска, допроса[3].
Так, например, Е.П. Ищенко, автор первого российского систематизированного курса уголовного процесса отмечал такие тактические требования к производству осмотра места происшествия, как незамедлительность, тщательная фиксация и другие[4]. Общественный интерес к зарождающимся специфическим знаниям возрастает в период проведения реформ российского уголовного судопроизводства. Это связано с переходом от теории формальных доказательств к доказыванию посредством косвенных улик, представляющему судье право приговаривать к наказанию при наличии их определенной совокупности.
Первый этап развития отечественной криминалистики принято обозначать временными рамками с 1920 по 1938 г. В начале ХХ в. из работ российских ученых-процессуалистов постепенно стали исчезать криминалистические положения. По мнению Р.С. Белкина, это связано с тем, что в печати появилось значительное число отечественных трудов, а также иностранных переводных книг специального криминалистического характера[5]. В силу этого отпала необходимость освещать в уголовно-процессуальных работах важные для расследования преступления положения уголовно-технического характера: теперь стало возможным делать ссылки на специальные работы, в которых излагались соответствующие криминалистические положения. Восприняв в общем названии «криминалистика» обозначение появившейся науки, отечественные авторы разделили и господствующую безраздельно в этот период времени идею о её прикладном техническом характере.
Второй этап развития отечественной криминалистики принято обозначать временными рамками с 1938 по 1966 г. В содержательном плане этот этап характеризуется прежде всего продолжением интенсивного накопления эмпирического материала, но, кроме того, формированием отдельных частных криминалистических теорий и учений (частные по их отношению к общей теории криминалистики).
Отмечая начало рассматриваемого периода 1938 г., ведущие исследователи истории отечественной криминалистики, как видится, исходят из того, что именно в этом году выходит в свет учебник по криминалистике, в котором впервые в криминалистической литературе был употреблен термин «учение», а именно «учение о следах»[6].
Кроме того, именно в 1938 г. выходит в свет статья Б.М. Шавера «Предмет и метод советской криминалистики», опубликованная в журнале «Социалистическая законность», содержащая несколько иные, чем существовавшие до этого, взгляды на предмет криминалистики, а именно: в предмет названной науки Б.М. Шавер включает определенные стороны, свойства и отношения окружающего мира, проявляющиеся в момент совершения преступления[7].
Характеризуя значение рассматриваемого этапа в становлении отечественной криминалистики, следует прежде всего сказать о том, что именно в это время стали складываться теоретические предпосылки возникновения общей ее теории (определение исходных понятий, формулирование принципов и научных гипотез). Как и для всякой науки, достигшей определенной зрелости и обладающей заметным уровнем теоретического опосредования накопленных знаний, для криминалистики основная задача в конце рассматриваемого периода времени состояла в познании (назывании) законов, действующих в сфере изучаемых явлений и отражающих объективно существующие закономерности.
Этот период в развитии отечественной криминалистики Р.С. Белкин в своем очерке истории отечественной криминалистики назвал переходным от эмпирии к теории[8].
В этой связи следует подчеркнуть одну важную для понимания характера процесса возникновения общей теории криминалистики мысль: выступая как система мировоззренческих принципов криминалистики, теоретических концепций, категорий и понятий, методов и связей, определений и терминов, эта теория представляет не всякое, а научное отражение, и не части, а всего предмета криминалистики. До тех пор, пока не будет верно определен предмет криминалистики, все перечисленные конструкты (принципы, концепции, методы определения и т.д.) лишаются качественной определенности как системы[9]. Так, собственно, и проходило развитие криминалистики на втором этапе: несмотря на формирование отдельных частных теорий и возникновение предпосылок общей теории, определения предмета криминалистики все еще отражали преимущественно эмпирический характер накопленных к тому времени знаний.
Для примера можно указать несколько определений предмета криминалистики, приводимых различными авторами. Б.М. Шавер в названной выше статье дает такое определение: «Криминалистика изучает приемы и методы совершения преступлений, следы, остающиеся в результате совершения преступных действий или оставляемые преступником, и данные естественных и технических наук в целях приспособления всего этого к задачам расследования преступления»[10]. В принадлежащем М.С. Строговичу определении предмета криминалистики указывается, что таковым является совокупность научных приемов обнаружения и исследования вещественных доказательств и следов преступлений, заимствованных из естественных и технических наук и приспособленных к использованию при расследовании преступлений[11].
В конечном счете за основу было принято определение предмета криминалистики в рассматриваемый период времени, предложенное А.И. Винбергом: Криминалистика – это наука о технических и тактических приемах и средствах обнаружения, собирания, фиксации и исследования судебных доказательств, применяемых для раскрытия преступлений[12].
С позиций современной криминалистики очевидно, что разработка адекватных технических, тактических приемов и средств, а также методических положений расследования предполагает знание определенных сущностных отношений объектов, к которым применяются названные приемы, средства и положения. Вполне понятно, что научно разработанные средства и методы – это проявление определенной сущности, исследование которой и составляет основную часть предмета криминалистики. Такой сущностью является закон как выражение необходимой, общей, устойчивой, повторяющейся связи явлений. Именно к такому пониманию предмета криминалистики подошли отечественные ученые в конце её второго этапа развития[13].