Административное расследование является важным этапом стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Порядок возбуждения и проведения административного расследования регулируется статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть первая указанной статьи устанавливает обстоятельства, при наличии которых допускается проведение административного расследования. К ним относится выявление административного правонарушения в областях, указанных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, если осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Таким образом, необходимость проведения административного расследования в указанных сферах отношений определялась исходя из срока, необходимого для проведения процессуальных действий, направленных на сбор доказательств по делу и выполнение иных целей стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена важностью самого процесса административного расследования. Административное расследование проводится в важных сферах. Например, пи нарушениях в области законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нарушениях в области дорожного движения и т.д. Административное расследование способствует определению обстоятельств дела, виновных, наказаний, устранения правонарушения и обстоятельств, которые способствовали его совершению.
Процесс административно расследования необходимо понимать, так как оно влияет на конкретные жизненные ситуации. К примеру, с расследованием при нарушении правил дорожного движения или нарушении налогового законодательства может столкнуться каждый гражданин. К сожалению, нередки случаи пренебрежения нормами и правилами проведения расследования со стороны представителей власти, в частности инспекторов ДПС, в сторону ущемления интересов граждан. Коррупция существует и в данной сфере. Сейчас, когда Россия встала на путь строительства государства, где правят закон и порядок, рассмотрение этой темы особенно актуально.
Криминалистика практически всеми учеными долгое время рассматривалась преимущественно как наука, основной функцией которой является обеспечение практики борьбы с преступностью. Однако в последнее время наметилась тенденция интеграции научного знания, то есть перенос идей и представлений из одной научной области в другую. Этот процесс не мог обойти стороной и криминалистическую науку. Так, в юридической литературе высказываются предложения по использованию криминалистических знаний в арбитражном и гражданском процессах.
Главной целью выпускной квалификационной работы является полный и всесторонний анализ процесса административного расследования и криминалистики в Российской Федерации и законодательства, формирование предложений, которые позволяют решить проблемы в сфере административного расследования.
Для того чтобы достигнуть поставленную цель выпускной квалификационной работы необходимо следующие задачи:
- рассмотреть понятие и юридическую природу административного расследования;
- проанализировать положение административного расследования в системе стадий производства по делам об административных правонарушениях;
- проанализировать содержание административного расследования;
- изучить компетенцию органов внутренних дел по проведению административного расследования;
- охарактеризовать процессуальные средства собирания доказательств при проведении административного расследования;
- изучить тактику административного расследования.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в сфере административного расследования.
Предмет выпускной квалификационной работы – процессуальный порядок проведения административного расследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для преподавания курсов: «Административное право», «Правоохранительные органы» и других спецкурсов.
Проработанность темы определена тем, что тематика, связанная с административным расследованием, изучалась теоретиками и практиками. Среди исследователей, занимавшихся темой исследования, можно назвать следующих: Агапов А.Б., Алексеев И.А., Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Жеребцов А.Н., Иванов Д.В., Калюжный Ю.Н., Козлов Ю.М., Конин Н.М., Майоров В.И., Семенов С.Н., Соколов Ю.В. и многих других.
Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и федеральные законы.
В выпускной квалификационной работе широко применяются такие методы исследования, как: специально-юридический, статистический, сравнительно-правовой, метод структурного анализа.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
1. Понятие административного расследования и его место в производстве по делам об административных правонарушениях
1.1 Понятие и юридическая природа административного расследования
Административное расследование – это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление[1]. Вопреки тому, что сам по себе термин «расследование» носит общеправовой характер, до настоящего времени в российской правовой науке и законодательстве это понятие использовалось наиболее чаще в отношении уголовного процесса и криминалистики[2].
О недоработках расследования можно говорить долгое время. На них указывает простой факт того, что за короткий промежуток времени действия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было внесено большое количество изменений. Особенно это касается ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В это время проводилась глубокая работа нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации в сфере административного расследования. Несмотря на это, возникает все больше противоречий. Они прогрессируют каждый год[3].
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает определенные правила. Они указывают на то, что возбуждать административное расследование можно в конкретных случаях, когда после совершения правонарушения, покушающегося на объекты административно-правовой охраны, происходит проверка или экспертиза. Эти действия требуют траты времени, поэтому возбуждается административное расследование[4].
Законодательство не допускает возбуждение процесса расследования по делам об административных правонарушениях, покушающихся на общественный порядок и безопасность, последовательность управления, отношения собственности и так далее. Отечественные правоведы многократно заостряли внимание научного объединения на том, что перечень правонарушений содержит целый ряд крайне распространённых деликтов, наносящих довольно крупный вред человеку, обществу и государству, по которым проведение административного расследования не допускается.
К примеру, это касается мелкого хищения и мелкого хулиганства. Необходимо подчеркнуть, что главный правовой акт, регулирующий вопросы об административной ответственности – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – не предполагает самого термина «административное расследование». На этом основании возникают разногласия касательно процессуального объема рассматриваемого института, что отрицательным образом отражается на практике должностных лиц.
Процессуальные действия, которые осуществляются в рамках административного расследования, заключаются в:
- проведении экспертиз;
- приобщении документов и вещественных доказательств к материалам дела;
- снятие сведений с технических средств;
- работе с потерпевшими и свидетелями и т.д.
Таким образом, совершенствование действующего законодательства, в частности касающегося производства административного расследования, предоставит возможность в существенной степени усилить законность и правопорядок на территории Российской Федерации.
В обеспечении правопорядка как реального показателя состояния законности в стране, несомненно, важная роль принадлежит административному праву, регулирующему практически все сферы жизни российского общества и государства. Одним из важнейших нововведений процессуального характера КоАП РФ является институт административного расследования (ст. 28.7). К сожалению, в законе не содержится определение административного расследования, не сформулирована его правовая сущность. Поэтому реализация ст. 28.7. КоАП РФ сопряжена с определенными трудностями, в первую очередь связанными со слабой регламентацией этого новейшего процессуального института[5].
Формирование представления об административном расследовании требует всестороннего анализа термина «расследования». Это понятие можно встретить в нормативных правовых актах. Они регулируют общественные отношения, которые возникают в процессе предварительного расследования, технического расследования, административного расследования и т.д.
Теоретики давно начали использовать понятие «административное расследование» в своих трудах и дискуссиях, хотя в законодательстве его еще не существовало. Административное расследование является деятельностью уполномоченных лиц, которая закреплена на законодательном уровне. Уполномоченные лица должны устанавливать факты обстоятельств дела по совершению правонарушения, фиксировать их и в конце составлять процессуальный документ.
Рассматривая данное суждение, можно указать на его некую неточность, так как административное расследование заканчивается не составлением процессуального документа, а направлением материалов дела по подведомственности. Это отмечает и сама А.С. Телегина в своей работе при рассмотрении этапов административного расследования.
Наиболее удачная формулировка была предложена в работе Д.Н. Бахраха и Э.Н. Ренова, по их мнению, административное расследование по делам об административных правонарушениях представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление самого события правонарушения, обстоятельств проступка, их фиксирование и квалификацию. Данное суждение является своего рода классическим, ввиду, что данный подход в наибольшей степени отображает сущность административного расследования.
Наряду с указанными точками зрения, в последнее время все чаще появляются мнения о том, что административное расследование – это:
- особая форма возбуждения дела об административном правонарушении; особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения;
- процедура для установления обстоятельств происшествия, дополнительная проверка по факту выявленного административного правонарушения[6].
Такой подход некоторых авторов к пониманию сущности рассматриваемого института вызван законодательным закреплением в ст. 28.7 КоАП РФ положения, согласно которому административное расследование может проводиться только по ограниченному кругу наиболее сложных дел при необходимости производства по ним экспертизы и иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат[7].
Нельзя во всей полноте согласиться с суждением некоторых авторов, которые рассматривают административное расследование как административно-процессуальную деятельность должностного лица по установлению «неочевидных обстоятельств» дела, без которых невозможно принять решение о составлении протокола об административном правонарушении. Полагаем, что задачей административного расследования является установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а не только неочевидных[8].