Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы воспитания в системе образования
1.1. Общие характеристики современного образования, особенности системы образования
1.2. Характеристика понятия «воспитательная система», методы и приемы воспитания
1.3. Основные компоненты управления системой образования
Глава 2. Характеристика воспитательной системы школы №
2.1. Воспитательная система средней общеобразовательной школы
2.2. Проблемы воспитательной системы школы
Глава 3. Проект управления воспитательной системой школ
Заключение
Список литературы
Приложения
Целью работы является разработка подходов и инструментария формирования системы управления воспитательной системой образовательной организации.
Задачи работы:
- Привести общие характеристики современного образования и особенности системы образования.
- Охарактеризовать понятие «воспитательная система», методы и приемы воспитания.
- Определить основные компоненты управления системой образования.
- Охарактеризовать воспитательную систему школ.
- Выявить проблемы воспитательной системы школы в г. N.
- Разработать проект управления воспитательной системой школ.
Объект исследования - воспитательная система средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - система управления воспитательной системой образовательной организации.
Методы исследования: теоретический анализ, методы моделирования и причинно следственного анализа, практические методы: беседа, опрос, наблюдение
Глава 1. Теоретико-методологические основы воспитания в системе образования
1.1. Общие характеристики современного образования,осо бенности системы образования
Сложность раскрытия представленной темы состоит в том, что фактически в современной научной литературе отсутствует четкость понимания и трактовок основных изучаемых понятий. Так, к примеру, противоречивость трактовок можно увидеть в базовом понятии «образование». Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (мы не можем здесь обойти вниманием данный факт) трактует образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».[1] Уже в первой части данного определения (образование как процесс) видны противоречия, а именно: происходит смешение и подмена понятия «образование» понятиями «воспитание» и «обучение», что само по себе вводит в заблуждение. Во второй части определения (образование как результат) происходит тавтологичная характеристика «образования» через «образовательные потребности человека»; кроме того, под результатом понимаются все возможные следствия в виде «знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции…», в то время как само понятие «компетенции» весьма спорно и может заключать в себе совокупность приобретенных знаний, умений и навыков, что, в конечном итоге, выливается в приобретаемую компетенцию.
Очевидно, что подобная методологическая непроработанность создает дальнейшую путаницу в использовании понятия, что неизбежно (как мы это увидим далее) затрагивает и характеристику качества образования.
Для того чтобы перейти к дальнейшей характеристике исследуемого понятия, зафиксируем здесь определение образования, не останавливаясь более подробно на имеющемся многообразии его трактовок. В этом нам более всего импонирует достаточно простое и наиболее емкое определение В.В. Боброва: «образование - целенаправленный процесс передачи имеющегося социально обусловленного опыта людей по овладению ими материальной, социальной и духовной действительностью»,[2] добавив к нему, что результатом данного процесса является усвоенный, в определенной степени, опыт.
Другими важными характеристиками современного образования выступают «диверсификация, гуманитаризация, интеграция с наукой и производством, компьютеризация»,[3] что накладывает отпечаток и на качественные характеристики образования вообще, и образования, в частности, что особенно важно при изучении проблем качества образования и управления им. В этой связи, вопросы управления системой образования стоит понимать широко, в тесной связи с образовательными инновациями (исследователь Л.Б. Тельминова справедливо говорит о производственных (технологических и педагогических) инновациях и управленческих (экономических и организационных) инновациях в образовании).[4]
Таким образом, под образованием в данной работе станем понимать целенаправленный процесс и результат передачи имеющегося социально обусловленного опыта передаваемого в учреждениях образования специально подготовленными педагогическими работниками.