Введение
Глава 1. Опыт организации самостоятельной работы экологического содержания учащихся на уроках географии
1.1 Понятие самостоятельной учебной работы
1.2 Методические условия использования системы самостоятельных работ экологического содержания в курсе «География России»
1.3 Особенности экологического образования школьников в курсе «География России»
Глава 2. Организация системы самостоятельной работы учащихся 8-го класса при изучении раздела «Человек и природа»
2.1 Общие особенности организации опытно-экспериментальной работы
2.2 Система формирующего этапа работы
Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность проблемы самостоятельной работы учащихся на уроках географии обусловлена важностью этого процесса в приобретении знаний, умений, формировании убеждений, которые при простой механической передаче преподавателя к учащемуся с использованием только слов теряют свою ценность. Процесс приобретения знаний, умений, навыков включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Пожалуй, основной функцией самостоятельной работы является формирование высокой культуры личности, поскольку только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности человек получает свое эффективное развитие.
Кроме того, организация самостоятельной работы и руководство этим процессом является ответственной и сложной работой каждого учителя. Воспитание самостоятельности и познавательной активности учащихся необходимо рассматривать как составную часть всей системы воспитания. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Объектом исследования является самостоятельная деятельность учащегося на уроках географии, предметом – возможности системы самостоятельной работы при изучении раздела «Человек и природа» в курсе «География России».
Исходя из поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить понятие «самостоятельная работа» и ее функции;
- рассмотреть самостоятельную деятельность школьника в обучении, анализ различных подходов;
- изучить организацию системы самостоятельной работы учащихся 8-го класса при изучении раздела «Человек и природа» в курсе «География России»;
- провести опытно-экспериментальную работу.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической, литературы по исследуемой проблеме; анализ образовательных стандартов, учебников и школьных программ по социальной и экономической географии России; анализ результатов экспериментального и теоретического исследования, их сравнение и обобщение; проведение педагогического эксперимента (обучающего и констатирующего).
Методологической основой исследования является диалектическая теория познания, идеи экологизации и гуманизации воспитания и образования, комплексный и системно-структурный подходы (Т.И.Ильина, И.Д.Пехлецкий, Л.Я.Зорина, Л.М.Панчешникова).
1. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 91с.
2. География и экология в школе XXI век / Колдина Т.Г. – «Формирование ключевых компетенций учащихся в экологической деятельности» – № 7, 2015 г.
3. География и экология в школе XXI век / Нерцек Н.Ф. «Глобальная экологическая перспектива: прошлое, настоящее, будущее», М.: - № 3, 2016 г.4. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. / Экологическое образование школьников: Учебн. Пособие / И.Д. Зверев И.Т. Суравегина. – М.:1983. – 215с.
5. Исаченко Е.С. Теория и методология географической науки / Е.С. Исаченко // М.: Учеб. пособие, 1989. – 213с.
6. Кучер В. Д. Экологизация в географии/ В.Д. Кучер// М.: Учеб. Пособие, 1994.-197с.7.Лавров С.Б. Так ли уж всё плохо? // География в школе №3. 1997. – С.46-47.
8. Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование // Экология и география: проблемы подготовки учителя. – М.: ТЭКО центр, 1995. - С.24-28.
12. Отношение школьников к природе . / Под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. – М., 1988.
13. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования / Н.Н. Родзевич // География в школе. – 1994. – №3. – С.38 - 42.
14. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластении И.Ф. Исаев Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576с.
15. Современные проблемы экологии и их изучение в школе: Кн. для учителя/ А.А.Касьян Ф.М. Баканина Н.Ф. Винокурова Г.С. Камерилова В.В. Николина В.М. Смирнова; Под ред. А.А. Касьяна. - М.: Просвещение, 1997. - 94с.
16. Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: сборник научных статей. / Отв. Ред. Проф. В.С. Шилова. Выпуск 3. – Белгород: т: ИП Остащенко А.А., 2013.
17. Суравегина И.Т. Экология для учителя. – М.,1999.