Введение
Глава 1. Сущность и особенности школьного правового образования
1.1. Сущность правового образования
1.2. Тенденции развития школьного правового образования
Глава 2. Анализ современной системы школьного правового образования
2.1. Подходы и концепции современной системы школьного правового образования
2.2. Формы, методы и средства современного школьного правового образования
Заключение
Список литературы
Становление в России правового государства и гражданского общества неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры граждан Российской Федерации. Отсутствие правовых знаний у граждан является благодатной средой для коррупции и различного рода преступных проявлений. Эти и другие негативные социальные явления происходят под влиянием различных факторов, среди которых немаловажными являются правовой нигилизм и элементарное незнание гражданами своих прав и обязанностей. При этом важно подчеркнуть, что речь идет не о каких-то профессиональных правовых знаниях или специфических тонкостях законодательства, а всего лишь о тех правилах поведения, которые необходимы каждому человеку в повседневной жизни.
Одной из важнейших социально-политических задач современного развития России является формирование гражданского общества. Процесс этот, с одной стороны, тесно связан с формированием современной правовой системы в стране, демократическим обновлением законодательства как правовой основы деятельности гражданского общества, его институтов. С другой стороны, условием его успешности является формирование правовой культуры граждан, общества.
Несмотря на значительный положительный опыт школ в области правового образования и воспитания в России, до нынешнего времени приходится приводить аргументы в защиту его необходимости. Необходимость правового образования констатируется и в Концепции модернизации образования: «Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века, а также базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права)».
Цель работы – изучить современную систему школьного правового образования.
Объект исследования – сущность правового образования.
Предмет исследования – современная система школьного правового образования.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность правового образования.
2. Изучить тенденции развитии школьного правового образования
3. Проанализировать подходы и концепции современной системы школьного правового образования.
4. Выявить формы, методы и средства современного школьного правового образования.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнительный метод; обобщение.
Глава 1. Сущность и особенности школьного правового образования
1.1. Сущность правового образования
Под правовым образованием мы понимаем специально отобранное и систематизированное знание.
Правовое воспитание играет важную роль в формировании личности. Целью правового воспитания является формирование в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение и исполнение юридических норм. Конечно же, правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями и умениями .
Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показывают, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, является ценностное отношение к закону. Иными словами, можно обладать знаниями и не уметь ими пользоваться.
В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность, А. С. Щедрин выделяет два вида правового воспитания: общее и специальное. Общее правовое воспитание означает правовое просвещение населения в целом и предполагает проведение лекториев правовых знаний, тематические вечера по правовым вопросам, общественные консультации, деятельность средств массовой информации и т. д. Специальное же правовое воспитание – это целенаправленное обучение основам правовых знаний в рамках специальных курсов в общеобразовательных и высших учебных заведениях, а также профессиональное юридическое образование как специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля.
Общей целью правового образования и воспитания является формирование правовой культуры. В настоящее время не существует единого подхода к трактовке понятия «правовая культура».
Наиболее общим можно считать определение правовой культуры, данное В. И. Каминской и А. Р. Ратиновым, которые предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей .
Особенностью и достоинством системы отечественного школьного образования издавна является включение в ее структуру такой предметной области, как правоведение .
Изучение в разные исторические периоды таких учебных курсов, как «Законоведение», «Конституция», «Основы правоведения», «Основы советского государства и права», «Основы российского права», и составляет отечественный опыт школьного преподавания права.
В современной российской школе правоведение признано одной из базовых отраслей знаний, создающих условия для формирования правовой культуры личности .
В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 30.06.1999 г. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» содержание обязательного минимума среднего (полного) общего образования складывается из образовательных областей: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Физическая культура», «Технология». Образовательная область «Обществознание» представлена следующими предметами: история, обществознание, география, экономика. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету «Обществознание», в частности, составляют категории: «право в
1. Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 № 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/
2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/
3. Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся. – Новосибирск, 1986. – С. 53-55.
4. Гаджиева П.Д. Концептуальные положения правового образования учащихся в условиях модернизации школы // Право и образование. – 2012. – №6. – С. 30-37
5. Казначеева О.А., Сафронов В.В. Сущность и содержание правового образования // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – №30-2 (декабрь). – С. 253-263
6. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. – М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974. – С. 43
7. Конституционно-правовые ценности в формировании личности школьника // Материалы Всероссийского съезда учителей права и обществознания, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации. 18–19 мая 2013 г. (г. Санкт-Петербург). – М., 2013. – С.157-158.
8. Мазаев В. Юридическое образование в школе // Педагогика: теория; системы; технологии. – М., 2008. – С. 124-126.
9. Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться (Я - Ты - Мы). – М.: Ин-т «Открытое общество», 1998. – 130 с.
10. Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учеб., 2004. – 366 с.
11. Мушинский В. О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. – М.: Центр гуманитарного образования, 2000. – 352 с.
12. Мушинский, В.О. Основы правоведения. – М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 1998. – 288 с.
13. Никитин А. Ф. Право. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 352 с.
14. Суворова Н.Г. Подготовка учителей к преподавания основ права в школе: метод. пос. для педагогических менеджеров / Н.Г. Суворова, А.Ф. Никитин. – М.: Политекс, 2009. – 175 с.
15. Щедрин А. С. Правовое воспитание и формирование позитивного правосознания у граждан пореформенной России // Общество и право. – 2008. – № 3. – С. 79.
16. Щербинин А.А. Актуальные проблемы школьного правового образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 3. – С. 217-222.
17. Элиасберг Н. И. и др. Обществознание. Права человека в свободной стране: Учебное пособие по обществознанию для 8-9 классов основной общеобразовательной школы – М.: Просвещение, 2013. – 496 с.
18. Элиасберг Н.И. и др. Право. 10-11 классы. – М.: Союз, 2006. – 170 с