Введение
Глава 1. Формирование представлений о форме у младших школьников
1.1. Формирование представлений о форме в процессе обучения младших школьников
1.2. Формирование представлений о форме в повседневной жизни семьи и школы
Глава 2. Экспериментальное изучение возможностей формирования представлений о форме у младших школьников в процессе обучения на нематематических уроках
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Целью данного исследования является изучение особенностей формирования понятия о форме предметов в процессе обучения на уроках.
Предметом исследования является процесс формирования понятия о форме предметов в процессе обучения на уроках.
Объект исследования – систематическое обучение и система дидактических игр и упражнений как средство формирования представлений о форме у детей младшего школьного возраста.
Работа состоит из введения, теоретической главы, практической части, заключения и приложений.
- Формирование представлений о форме у младших школьников
1.1. Формирование представлений о форме в процессе обучения младших школьников
Математическое развитие детей младших школьного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на уроках по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.
Г.С.Костюк доказал, что в процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения [3, с. 69].
Геометрическая пропедевтика - одно из самых интересных направлений в младших школьной математике (официально этот курс называется «Формирование элементарных математических представлений»). Анализируя содержание обучения в младших школьных учреждениях и в начальных классах, с сожалением приходится констатировать, что его доля очень мала. Например, понятия «треугольник» и «четырехугольник» начинают раскрываться только с первого класса, а «квадрат» и «прямоугольник» впервые вводятся во втором классе (через выделение существенных признаков этих понятий). Между тем дети 3-4-летнего возраста подготовлены к восприятию формы. Как справедливо отмечал А. Звонкин, «если ребенок легко отличает вилку от ложки, почему же ему трудно отличить квадрат от треугольника?» [6, с. 91].
Уже на первых уроках у детей 3 лет можно сформировать представление о таких геометрических фигурах, как квадрат, треугольник, круг (или «кружочек», как ласково называют его дети). Каким образом это можно сделать? Один из образцов методики знакомства детей с новыми для них понятиями оставила известный итальянский педагог Мария Монтессори. Главные принципы ее методики - краткость и простота. Она напоминает учителям слова Данте: «Да, будут слова твои сочтены». Вот как идет знакомство детей с понятиями «гладко», «шероховато» [13, с. 54].
Педагог кладет перед ребенком два прямоугольника, на которых наклеена гладкая и шероховатая бумага, и, беря в руку два пальчика ребенка, легко проводит ими по гладкой поверхности бумаги. При этом она говорит ясно и членораздельно: «Это гладко, гладко». Потом она берет шероховатый прямоугольник и так же, проводя по нему пальчиками ребенка, говорит: «Это шероховато». Таков первый прием.
Второй прием состоит в том, что она говорит: «Дай мне гладкую дощечку, дай мне шероховатую». Если ребенок понял, она переходит к третьему приему, который состоит в том, что она берет один из прямоугольников и спрашивает: «Это какой?» Потом берет другой и спрашивает: «А этот какой?» [15, с. 19].
Аналогичным образом можно познакомить детей с треугольником, квадратом, кругом. Для этого лучше использовать деревянные модели этих фигур из набора для 1-го класса « Учись считать». Показывая ребенку треугольник, необходимо отчетливо назвать эту фигуру, дать ее подержать в руках. Происхождение названия объяснять пока не следует. Таким же образом знакомим с квадратом и кругом. Знакомя со следующей фигурой, не убираем из поля зрения предыдущую. Пусть они лежат рядом. В этом случае ребенок визуально лучше схватывает их сходство и различия. Главное отличие круга в том, что «он катится». Возьмите круг и покажите, как он катится по гладкому столу. Попросите ребенка сделать то же самое. Не важно, если у него это не сразу получится. Квадрат и треугольник катиться не могут - им мешают уголки.
На следующем этапе просим ребенка дать ту фигуру, которую называет педагог. Например: «Дай мне квадрат. А теперь найди и дай мне треугольник». Это задание требует лишь пассивного владения соответствующим термином. Опыт показывает, что после небольшой тренировки дети 3 лет могут достаточно бегло и правильно выбирать и показывать названную им фигуру из множества других, приведенных на страницах учебника математики для 2-го класса. Пропусков, как правило, не бывает.