Курсовая работа|Педагогика

Формирование пространственных представлений у школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 32

Введение

Глава 1.  Формирование представлений о форме у младших школьников

1.1.  Формирование представлений о форме в процессе обучения младших школьников

1.2. Формирование представлений о форме в повседневной жизни семьи и школы

Глава 2. Экспериментальное изучение возможностей формирования представлений о форме  у младших школьников в процессе обучения на нематематических уроках

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Целью данного исследования является  изучение особенностей формирования понятия о форме предметов  в процессе обучения на уроках.

Предметом исследования является процесс формирования понятия о форме предметов  в процессе обучения на уроках.

Объект исследования – систематическое обучение и система дидактических игр и упражнений как средство формирования представлений о форме у детей младшего школьного возраста.

Работа состоит из введения, теоретической главы, практической части, заключения и приложений.

 

  1. Формирование представлений о форме у младших школьников

 1.1.  Формирование представлений о форме в процессе обучения младших школьников

Математическое развитие детей младших школьного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком зна­ний в повседневной жизни (прежде всего в результате обще­ния со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на уроках по формированию элементарных математичес­ких знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

Г.С.Костюк доказал, что в процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать ок­ружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, при­емы умственной деятельности, создаются внутренние усло­вия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения [3, с. 69].

Геометрическая пропедевтика - одно из самых интересных направлений в младших школьной математике (официально этот курс называется «Формирование элементарных математических представлений»). Анализируя содержание обучения в младших школьных учреждениях и в начальных классах, с сожалением приходится констатировать, что его доля очень мала. Например, понятия «треугольник» и «четырехугольник» начинают раскрываться только с первого класса, а «квадрат» и «прямоугольник» впервые вводятся во втором классе (через выделение существенных признаков этих понятий). Между тем дети 3-4-летнего возраста подготовлены к восприятию формы. Как справедливо отмечал А. Звонкин, «если ребенок легко отличает вилку от ложки, почему же ему трудно отличить квадрат от треугольника?» [6, с. 91].

Уже на первых уроках у детей 3 лет можно сформировать представление о таких геометрических фигурах, как квадрат, треугольник, круг (или «кружочек», как ласково называют его дети). Каким образом это можно сделать? Один из образцов методики знакомства детей с новыми для них понятиями оставила известный итальянский педагог Мария Монтессори. Главные принципы ее методики - краткость и простота. Она напоминает учителям слова Данте: «Да, будут слова твои сочтены». Вот как идет знакомство детей с понятиями «гладко», «шероховато» [13, с. 54].

Педагог кладет перед ребенком два прямоугольника, на которых наклеена гладкая и шероховатая бумага, и, беря в руку два пальчика ребенка, легко проводит ими по гладкой поверхности бумаги. При этом она говорит ясно и членораздельно: «Это гладко, гладко». Потом она берет шероховатый прямоугольник и так же, проводя по нему пальчиками ребенка, говорит: «Это шероховато». Таков первый прием.

Второй прием состоит в том, что она говорит: «Дай мне гладкую дощечку, дай мне шероховатую». Если ребенок понял, она переходит к третьему приему, который состоит в том, что она берет один из прямоугольников и спрашивает: «Это какой?» Потом берет другой и спрашивает: «А этот какой?» [15, с. 19].

Аналогичным образом можно познакомить детей с треугольником, квадратом, кругом. Для этого лучше использовать деревянные модели этих фигур из набора для 1-го класса « Учись считать». Показывая ребенку треугольник, необходимо отчетливо назвать эту фигуру, дать ее подержать в руках. Происхождение названия объяснять пока не следует. Таким же образом знакомим с квадратом и кругом. Знакомя со следующей фигурой, не убираем из поля зрения предыдущую. Пусть они лежат рядом. В этом случае ребенок визуально лучше схватывает их сходство и различия. Главное отличие круга в том, что «он катится». Возьмите круг и покажите, как он катится по гладкому столу. Попросите ребенка сделать то же самое. Не важно, если у него это не сразу получится. Квадрат и треугольник катиться не могут - им мешают уголки.

На следующем этапе просим ребенка дать ту фигуру, которую называет педагог. Например: «Дай мне квадрат. А теперь найди и дай мне треугольник». Это задание требует лишь пассивного владения соответствующим термином. Опыт показывает, что после небольшой тренировки дети 3 лет могут достаточно бегло и правильно выбирать и показывать названную им фигуру из множества других, приведенных на страницах учебника математики для 2-го класса. Пропусков, как правило, не бывает.

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. - М., 2011. - Ч. I.
  2. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. - М., 2011.
  3. Белошистая А. Младших школьный возраст: формирование и развитие математических способностей //Младших школьное воспитание. – 2010. - № 2. – С. 69.
  4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль, 2016.
  5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе семьи и школы. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2014. – 392 с.
  6. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М., 2017.
  7. Ерофеева Т.И. и др. Математика для младших школьников. - М., 2017.
  8. Зайцев В.В. Математика для детей младших школьного возраста. – М.: Владос, 2019. – 64 с.
  9. Занков Л. В. Обучение и развитие. - М.: ВЛАДОС,
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Младших школьная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 416 с.
  11. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей младших школьного возраста. - М., 2014.
  12. Мазепина Т.Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 32 с.
  13. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб.: «Детство-Пресс», 2013. – 176 с.
  14. Математика: Для обучения детей в детском саду и дома /Сост. М.А. Серебрякова, Н.А. Муратова. - Екатеринбург, 2017.
  15. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший младших школьный возраст. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 96 с.
  16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2019.
  17. Развитие мышления и умствен­ное воспитание младших школьника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. - М., 2015
  18. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у младших школьников: Конспекты занятий. – М.: Прометей, Книголюб, 2012. – 104 с.
  19. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у младших школьников. - М., 2010.
  20. Формирование элементарных математических представлений у младших школьников / Под ред. А.А.Столяра. - М., 2018.
  21. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.
  22. Баженова Е. А., Бодренко О. Л., Крашенинникова С. Е., Орлова О. Н., Северина Н. А., Фиксель О. В., Хохлова М. Ю. Секреты успешного развития в раннем возрасте // Под ред. Реморенко Е. В. – Красноярск, Центр молодой семьи г. Красноярска, 2015, с. 16.
  23. Эрдниев П.М. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики - М., 2012, с. 37.
  24. Сербина Е. В. Математика для малышей – М., 2012.
  25. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для школьников – М., 2015; Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М., 2013.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское