Введение
Глава 1. Понятие и виды форм межгосударственных образований
1.1 Понятие форм межгосударственных образований
1.2 Виды межгосударственных образований
Глава 2. Понятие конфедерации как формы государственного устройства
2.1 Признаки и особенности конфедерации
Глава 3. Виды конфедераций
3.1 Международные организации (союзы)
3.2 Содружество государств
3.3 Сообщество государств
Заключение
Список литературы
Расширение участия России в различных межгосударственных объединениях есть объективный процесс, обусловливаемый глобализацией, порождаемой усилением экономической интеграции, развитием гуманитарных связей, информационных технологий. Глобализацию обычно связывают с «качественно более высокими уровнями интегрированности, целостности и взаимозависимости мира». Она не только проникает в сферу экономических и гуманитарных отношений стран и народов, но и напрямую влияет на правовую систему суверенных государств. Все эти процессы требуют правового осмысления в контексте развития как международного права, так и возможной трансформации национального законодательства.
Конституция в статье 79 закрепляет участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях с возможностью передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Эта широкая формулировка охватывает весь спектр форм международного сотрудничества России, что позволяет свободно выбирать варианты и способы его закрепления посредством заключения международного договора. Допуская вариативность в использовании форм сотрудничества на международной арене, конституционный законодатель допустил возможность его интерпретации. Чтобы удержаться в «рамках» конституционно-возможного регулирования международного взаимодействия, отечественный законодатель должен обладать соответствующим доктринальным инструментарием. Это требует разработки конституционной теории такого сотрудничества, что актуализирует исследования в данной области.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в результате формирования и существования конфедерации как межгосударственного объединения.
Предмет исследования – доктринальные и нормативные положения, устанавливающие особенности конфедерации как межгосударственного объединения.
Цель работы: исследовать особенности конфедерации как межгосударственного объединения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать понятие форм межгосударственных образований
Рассмотреть виды межгосударственных образований
Исследовать признаки и особенности конфедерации
Исследовать виды конфедерации, в том числе такие, как международные организации (союзы), содружество государств, сообщество государств.
В работе использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, структурный, функциональный, формально-правовой.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и виды форм межгосударственных образований
1.1 Понятие форм межгосударственных образований
Межгосударственное объединение – это союз суверенных государств, созданный на основе межгосударственного договора с целью экономической и политической интеграции государств-участников.
В подобных объединениях государства-члены устанавливают в отношениях между собой определенный правопорядок, по сути формируют право как систему общеобязательных предписаний в рамках создаваемого межгосударственного образования. Они создаются на основе договора, который от имени государств-членов предоставляет организации соответствующие полномочия как в области международных отношений, так и в отношениях их самих. Таким образом, межгосударственные объединения являются постоянными образованиями государств, учрежденными на основе международного договора для достижения общих целей, имеющими постоянные органы и действующими в интересах государств-членов при уважении их суверенитета[1].
Подобным межгосударственным образованиям свойственны следующие признаки:
- учредительный межгосударственный договор, определяющий и закрепляющий основные права и обязанности государств – членов объединения;
- функционирование межгосударственного объединения соответственно общепризнанным принципам и нормам международного права;
- добровольное и постоянное («длящееся») членство суверенных государств;
- сецессия как право свободного выхода из состава государств-членов;
- наличие конкретных целей экономического, военного, социального или иного характера в рамках межгосударственного сближения;
- наделение международной правосубъектностью;
- наличие постоянных органов, создаваемых в рамках межгосударственного объединения;
- наличие судебных инстанций для разрешения споров и унификации коллизионных процедур;
- межгосударственная правовая система как результат согласованной правовой политики и практики государств-членов и их объединения[2].
Межгосударственная интеграция в настоящее время проявляется важнейшей внешней функцией современного государства, содержание которой составляет его деятельность, направленная на становление, развитие, укрепление и совершенствование различных форм межгосударственного сотрудничества, подчиненная единым принципам, целям и задачам. В рамках межгосударственной интеграции выявляются следующие тенденции: