Введение
Глава I. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого
1.1 Основная деятельность
1.2 Периоды основной деятельности
Глава II. Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование,
2.1.Учение о воспитании и обучении детей Л.Н. Толстого
2.2.Яснополянская школа Л. Н. Толстого
2.3.Общепедагогические и дидактические взгляды Толстого
2.4.«Азбука» Л. Н. Толстого и книги для чтения
Глава III. Роль духовно-нравственного воспитания в современной школе
3.1. Духовное богатство общества
3.2.Преемственность поколений
Заключение
Список источников
Наше детство и школьный период является развитием всех душевных и телесных качеств личности, временем приобретения знаний об окружающем нас мире, а также формированием привычек и нравственных навыков. В подростковом периоде жизни начинается нравственное самоопределение и становление самосознания на базе активного накопления нравственного и духовного опыта. Гармоничное формирование личности заключается в систематическом духовно-нравственном воспитании ребенка, обеспечивающем его адекватное социальное развитие в обществе.
В силу политических изменений экономики, социальных отношений изменилась и культурная жизнь общества, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации. В последние годы возрос интерес педагогической общественности к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Глобальные преобразования в российском обществе привели к кризисным явлениям в социальной и духовной жизни, связанным с девальвацией нравственных ценностей, изменением структуры социальных потребностей, социальной неустойчивостью, отчуждением молодежи от институтов воспитания, смещением приоритетов в сторону материального благополучия, что обусловливает необходимость теоретической и практической разработки проблем духовно-нравственного становления личности. В связи с актуализацией изучения духовно-нравственного воспитания появилась необходимость в изменении подхода к образованию как одного из важнейших компонентов формирования нравственной личности, обладающей общекультурной компетентностью, ответственной за общезначимые ценности, способной глубоко осмысливать происходящее, свободно самоопределяться в культурном пространстве ценностей, стремиться к духовно-нравственной самореализации. Безусловно, возрастает роль социальных функций и высшего учебного заведения, позволяющих сохранять, развивать и транслировать духовное наследие молодежи и как следствие появляется потребность в педагогических кадрах, способных реализовать выше обозначенную стратегию. В соответствии с государственной политикой России, которая провозгласила приоритет духовно-нравственного начала в образовании, (ФЗ «Об образовании»); национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 г., концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина - в России устанавливаются новые приоритеты в образовании и культуре. Приоритеты направлены на преодоление духовного кризиса и возвращение общечеловеческих и духовных ценностей в социокультурное пространство. Отсюда следует, что современная практика воспитания и образования ориентируется на духовное наследие. Ведь главным результатом деятельности людей в области культуры является создание духовных богатств, которые отражают широту и многообразие духовной культуры народов любой страны.
Исследования Е.А. Бодиной, С.В. Власовой, В.В. Медушевского, В.И. Мурашова, Л.И. Уколовой свидетельствуют о том, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Приобщение к духовно-нравственной культуре современных школьников осуществляется практически на всех уроках. Духовно-нравственное воспитание подрастающей личности было предметом исследований на протяжении многих веков. Общие закономерности психического развития личности, ее духовный аспект, нашли свое отражение в работах таких авторов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинский и др.
Задумался о новом методе образования и создании новой науки обучения и воспитания Л. Н. Толстой. Его методики и в настоящее время актуальны своей фундаментальностью подхода к воспитанию свободной и разумной личности. Именно творческий подход к мышлению формирует духовные и нравственные основы человека, спасти будущих “Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых” - все это привело Льва Николаевича на путь реформирования образовательной системы и поиску новых методов.
Целью настоящего исследования является изучение и анализ идеала свободного воспитания Льва Николаевича Толстого и его реализация в Яснополянской школе.
Задачи:
Изучить педагогические взгляды Л.Н. Толстого;
Осветить периоды основной деятельности Л.Н. Толстого;
Охарактеризовать взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу в 60—70-е годы;
Оценить роль Л.Н. Толстого и его вклад в духовно-нравственное воспитание поколений;
Обосновать духовно-нравственное воспитание в современной школе;
Проследить преемственность поколений духовно-нравственного воспитания.
Предмет исследования: идеи «естественного» и «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого. Объект исследования: механизм воплощения идей «естественного» и «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н. Толстого.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение, конкретизация, изучение литературы, исторический, биографический, сравнительный.