Введение
1. Теоретические основы понятия школьного образования и обучения в России
1.1. Современная школьная система образования
1.2. Сущность процесса обучения
2. Воспитание в современном образовательном процессе
2.1.Проблемы воспитания в условиях введения ФГОС
2.2. Воспитание в современной школе: возможности и ограничения
3. Особенности воспитания и образования в современной школе
3.1.Актуальные вопросы современного воспитания и образования
3.2. На что должна обратить внимание современная школа
Заключение
Источники и литература
Актуальность темы. В современном обществе получение базовых знаний в общеобразовательном учреждении, будь то школа, гимназия или лицей, - очень ответственный этап в жизни любого человека. Именно от качества этих знаний о многом зависит, насколько удачным будет его старт в этой жизни.
Из чего складывается успех образовательного процесса? Сегодня одной из важнейших составляющих успеха образовательного процесса является в первую очередь высококвалифицированный преподавательский состав. Однако даже самые опытные преподаватели и современнейшее техническое оснащение школы не помогут, если у самих учеников не будет должного настроя на получение знаний. Если они сами еще не осознали необходимость этого, то постараться помочь им осознать важность получения хорошего образования должны и родители, и учителя. В старших классах, как правило, такая проблема уже не возникает. Все дети в этом возрасте уже начинают задумываться о будущем и осознают важность хорошей учебы для удачной сдачи экзаменов и поступления в ВУЗы. Труднее всего добиться нужного настроя у детей пресловутого переходного возраста, когда им кажется, что они сами все знают и достаточно взрослые, чтобы самостоятельно расставить приоритеты в своей жизни.
В последнее время вопросы кризиса воспитательной системы привлекают все большее число исследователей в связи с очевидным общественным признанием особой актуальности этих вопросов и необходимостью поиска педагогических путей их решения. Российские исследователи в качестве одной из первопричин кризиса в отечественной системе образования называют недостатки и просчеты модернизированной системы воспитания. Выдвигая тезисы о дефиците нравственности, ученые расценивают ликвидацию целенаправленного воспитательного процесса в российских учебных заведениях как прямую угрозу национальной безопасности и высказывают убеждения в том, что в отечественной системе образования в последнее десятилетие «на волне стремления устранить идеологический монополизм настойчиво внедряется абсурдная идея деидеологизации общества», что «противоречит самому существу человеческого сообщества, т. к. общественная мораль является обязательным, социообразующим институтом, который нельзя разрушать». Ряд исследователей полагает, что национальная идея, сложившаяся во времена советского государства, еще сохраняет свою силу для значительной части населения, а поэтому основные ее составляющие могли бы быть успешно использованы и в настоящее время: неистребимое стремление к свободе и социальной справедливости, соборность, общинность и коллективизм.
Проблемы сочетания обучения с воспитанием широко представлены в теории педагогики исследованиями известных ученых. На необходимость объединения в один процесс обучающего и воспитательного аспектов было указано еще И.Г. Песталоцци, Л..H. Модзалевским, Ф.А.В. Дистервегом, К.Д. Ушинским. Российская педагогическая традиция, начиная со второй половины XIX века, основной своей задачей ставила нравственное воспитание человека: «...образование - это не только передача определенного круга знаний, умений и навыков, но и формирование самого человека, личности».
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что рассматриваемая нами проблема рассматривается такими исследователями, как: Баранова В.Ю., Вульфсон Б.Л., Выготский. Л.С., Голованова Н.Ф., Григорьев Д.В., Гурова Р.Г., Добрецова H.B., Кон И.С., Мамедов H.M. Матушкин С.Е., Михайлова Е.Н., Модзалевский Л.Н., Новиков A.M. Пискунова Т.Н. Поляков С.Д., Селиванова H.Л., Торопов Л.В., Шишов С.Е. и многие другие.
Цель работы: выявить особенности воспитания в процессе обучения.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в современной школе.
Предмет исследования: воспитание в процессе обучения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть современную школьную систему образования;
Изучить сущность процесса обучения;
Показать проблемы воспитания в условиях введения ФГОС;
Охарактеризовать воспитание в современной школе: возможности и ограничения;
Выявить особенности воспитания и образования в современной школе;
Изучить актуальные вопросы современного воспитания и образования;
Показать, на что должна обратить внимание современная школа.
В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов исследования в повышении методологической эффективности процесса обучения и воспитания в современной школе, а также при написании исследовательских работ на данную тему.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и источников литературы.