Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования коммуникативной культуры младших школьников
1.1 Понятие коммуникативной культуры
1.2 Особенности коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте
1.3. Организация коммуникативной образовательной среды начальной школы
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности
2.1. Организация исследования
2.2. Программа работы по формированию коммуникативной культуры во внеурочной деятельности
2.3. Анализ эффективности проведённой программы
Выводы
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Актуальность. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контрактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Эффективность общения зависит от коммуникативных способностей личности.
В ФГОС НОО декларируется необходимость развития коммуникативной культуры, «готовности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Согласно ФГОС НОО ребенок должен уметь ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Необходимо обучать младших школьников принципам и правилам общения, развивать коммуникативную культуру. Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема коммуникативной культуры все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативной культуры личности.
Сфера коммуникативной культуры – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры.
Формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития младшего школьника, например младшего школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем, что педагогический процесс является по своей сути коммуникативным процессом, предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными, образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьми с целью воспитания и обучения подрастающего поколения.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между недостаточностью разработок теоретико-методологических основ воспитания коммуникативной культуры младших школьников и значимостью коммуникативной культуры в развитии младших школьников, и тем, что воспитание коммуникативной культуры младших школьников в первую очередь связано с предупреждением подростковых «коммуникативных проблем», о которых много говорится сегодня.
Изучением коммуникативной культуры занимались такие ученые как: Леонтьев А.А., Бодалев А.А., Кан-Калик В.А., Ломов Б.Ф и многие другие. Вместе с тем, сфера, которая обозначается понятием «коммуникативная культура», остается неопределенной. Недостаточно обоснованными являются также теоретико-методологические основы воспитания коммуникативной культуры младших школьников.
Объект: коммуникативная культура личности
Предмет: воспитание коммуникативной культуры младших школьников.
Целью данного исследования является выявление условий формирования коммуникативной культуры младших школьников.
Гипотеза – внеурочная деятельность будет способствовать успешному развитию коммуникативной культуры, если разработано психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности, способствующее формированию у школьников потребности в сотрудничестве.
Задачи:
Методологической основой исследования выступили теории коммуникативных способностей как индивидуально-психологических особенностей личности (Ильина А.И., Жемчугова Л.И., Журавлев А.Л., Крупнов А.И., Кукуев Е.А., Лисина М.И. и др.); концепции развития коммуникативных способностей (Аминов H.A., Бодалев A.A., Вачков И.В., Климов Е.А., Донцов А.И., Карандашев В.Н. и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, тестирование, статистический анализ полученных эмпирических данных.
Методики:
Беседа (Я.Л. Коломинский)
«Рукавички» (Г.Л. Цукерман)
Методика «Мозаика» Е. Смирновой, В. Холмогоровой
База исследования: исследование проходило на базе гимназии №6 г. Казань. В нем приняли участие 50 младших школьников в возрасте 10-11 лет.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами, студентами, а так же всеми теми, кто по профессии связан с детьми младшего школьного возраста.
Курсовая работа состоит из оглавления, 2 глав, списка используемой литературы, заключения, приложений.