Курсовая работа|Педагогика

Воспитание коммуникативной культуры младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 55

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования коммуникативной культуры младших школьников

1.1 Понятие коммуникативной культуры

1.2 Особенности коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте

1.3. Организация коммуникативной образовательной среды начальной школы

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности

2.1. Организация исследования

2.2. Программа работы по формированию коммуникативной культуры во внеурочной деятельности

2.3. Анализ эффективности проведённой программы

Выводы

Заключение

Список используемых источников

Приложение 1

 

Актуальность. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контрактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Эффективность общения зависит от коммуникативных способностей личности.

В ФГОС НОО декларируется необходимость развития коммуникативной культуры, «готовности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Согласно ФГОС НОО ребенок должен уметь ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Необходимо обучать младших школьников принципам и правилам общения, развивать коммуникативную культуру. Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема коммуникативной культуры все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативной культуры личности.

Сфера коммуникативной культуры – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры.

Формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития младшего школьника, например младшего школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем, что педагогический процесс является по своей сути коммуникативным процессом, предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными, образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьми с целью воспитания и обучения подрастающего поколения.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между недостаточностью разработок теоретико-методологических основ воспитания коммуникативной культуры          младших школьников и значимостью коммуникативной культуры в развитии младших школьников, и тем, что воспитание коммуникативной культуры младших школьников в первую очередь связано с предупреждением подростковых «коммуникативных проблем», о которых много говорится сегодня.

Изучением коммуникативной культуры занимались такие ученые как: Леонтьев А.А., Бодалев А.А., Кан-Калик В.А., Ломов Б.Ф и многие другие. Вместе с тем, сфера, которая обозначается понятием «коммуникативная культура», остается неопределенной. Недостаточно обоснованными являются также теоретико-методологические основы воспитания коммуникативной культуры   младших школьников.

Объект: коммуникативная культура личности

Предмет: воспитание коммуникативной культуры младших школьников.

Целью данного исследования является выявление условий формирования коммуникативной культуры младших школьников.

Гипотеза – внеурочная деятельность будет способствовать успешному развитию коммуникативной культуры, если разработано психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности, способствующее формированию у школьников потребности в сотрудничестве.

Задачи:

Методологической основой исследования выступили теории коммуникативных способностей как индивидуально-психологических особенностей личности (Ильина А.И., Жемчугова Л.И., Журавлев А.Л., Крупнов А.И., Кукуев Е.А., Лисина М.И. и др.); концепции развития коммуникативных способностей (Аминов H.A., Бодалев A.A., Вачков И.В., Климов Е.А., Донцов А.И., Карандашев В.Н. и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, тестирование, статистический анализ полученных эмпирических данных.

Методики:

Беседа (Я.Л. Коломинский)

«Рукавички» (Г.Л. Цукерман)

Методика «Мозаика» Е. Смирновой, В. Холмогоровой

База исследования: исследование проходило на базе гимназии №6 г. Казань. В нем приняли участие 50 младших школьников в возрасте 10-11 лет.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами, студентами, а так же всеми теми, кто по профессии связан с детьми младшего школьного возраста.

Курсовая работа состоит из оглавления, 2 глав, списка используемой литературы, заключения, приложений.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 672 с
  2. Альманах психологических тестов / Сост. и общ. ред. Р.Р. и С.А. Римские. – 3-е изд. – М.: КСП, 2006. – 397 с
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Изд-во Ось – 89, 2011 – 224с
  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учеб. Пос. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2011 – 301 с.
  5. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды: Учебно-методическое пособие/ А.А. Бодалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 2012. – 319 с.
  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 2012 – 372с
  7. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для вузов на фак. педагогики, психологии и соц. работы/ В.А. Горянина; Московский государственный социальный университет. – М.: Академия, 2012. – 415 с
  8. Гришанова, И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников// Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 44–47
  9. Гришанова, И.А. Организационно-педагогическое обеспечение достижения коммуникативной успешности младшими школьниками [Текст] / И.А. Гришанова // Образование и наука. – 2007. – № 6. – С. 23–29
  10. Дудник О.В. Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу – М.: Просвещение. 2007 – 353с
  11. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011 - 142с
  12. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для вузов – 3-е изд. – М.: Смысл, 2009. – 365 с.
  13. Лютова С. Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – 268 с
  14. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: Школа 2100, 2006 – 168с
  15. Москвина Л, Энциклопедия психологических тестов. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007. – 333 с
  16. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды/ Под ред. А.А. Бодалева; сост. В.А. Журавель. – М.; Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 2008. – 362 с
  17. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 2004 – 688с
  18. Немов Р.С. Психодиагностика. КН.3. – М.: Просвещение, 2004 – 630с
  19. Общение и оптимизация современной деятельности/ Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 371 с
  20. Панфилова А. П. Теория и практика общения. – М.: Академия, 2012. – 288 с
  21. Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. - М.: Знание, 2013. – 63 с
  22. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 216 с.
  23. Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы/ МГУ им. М.В. Ломоносова. Ф-т психологии. – М.: Педагогика, 2008. – 141 с
  24. Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова и др. – М.: Наука, 2005. – 344 с.
  25. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 416 с.
  26. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2007 – 224с
  27. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М: ООО «Изд-во АСТ», 2013. – 800 с.
  28. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  [Текст]  /  Министерство  образования  и  науки  РФ.  —  М.:  Просвещение,  2010.  —  32  с. 
  29. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. - № 2 -С. 27
  30. Чернов, А. Информационные технологии, коммуникативные компетенции и ценности образования // Высшее образование в России.-2005.-№ 11, с. 83

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2014 год 22 стр.
Курсовая Обучение младших школьников невербальному общению
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2015 год 36 стр.
Курсовая Формирование у младших школьников умения сравнивать
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское