Задание на курсовое проектирование
Реферат
Введение
Глава 1.Реформа высшей школы в Российской Федерации
1.1. Суть реформы высшей школы в РФ
1.2. Взгляд российских СМИ на проблему реформирования высшей школы
Глава 2. Высшая школа Краснодарского края: взгляд современных журналистов
2.1. Обсуждение проблем кубанских вузов в СМИ
2.2. Формирование имиджа вузов Краснодарского края в СМИ
Заключение
Список литературы и источников
Образование в Российской Федерации – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
Высшее образование – это верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. Высшее образование – опора для будущего страны, оно играет чрезвычайно важную роль, являясь движущей силой в развитии современного общества. Именно высшая школа за последнее время обеспечила в мире значительный рост интеллектуального потенциала, способствовала увеличению промышленного производства.
Актуальность исследования. Актуальность нашей работы связана с тем, что глубокие политические и социально-экономические преобразования, проводимые в Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХI веков, потребовали серьезной корректировки политики государства в области образования, в том числе высшего. Сегодня система высшего образования находится в процессе реформы: экономика предъявляет новые требования к специалистам, рождается новый спрос на качество подготовки, меняются представления о формах и методах передачи знаний.
Реформа образования – масштабная деятельность в форме социального проекта по изменению содержания, структуры, методов и форм образования.
В ходе реформирования высшей школы вузы сталкивается с множественными проблемами на своем пути, которые находят свое отражение в СМИ.
Таким образом, дискуссионность и острота многих проблем высшего образования, актуальность реформ в вузах России определили выбор темы исследования, цель и исследовательские задачи.
В настоящей работе на основе анализа прессы предпринято комплексное исследование освещения вопросов высшего образования в печатных и сетевых СМИ страны в контексте современных информационно-коммуникационных процессов.
Объект исследования: публикации в СМИ, затрагивающие вопросы развития системы высшего образования в стране и в Краснодарском крае.
Предмет исследования: особенности материалов об образовании, их специфика и проблематика.
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть систему современного образования в зеркале СМИ и выявить главные проблемы высшей школы.
Для достижения поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
- изучить законодательную базу, а также научные материалы, посвященные высшему образованию;
- рассмотреть систему современного образования в зеркале современных СМИ;
- выделить и проанализировать тематические направления, посвященные проблемам современного образования в прессе;
- проанализировать проблемы кубанских вузов, отраженные в региональных и федеральных СМИ.
Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в новизне самой постановки проблемы, поскольку вопросы освещения СМИ развития высшего образования в стране, в частности, развития высшего образования в Краснодарском крае, практически не получили всестороннего и глубокого анализа в российской научной литературе.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема реализации политики российского государства в области высшего образования является чрезвычайно актуальной, на что указывают многочисленные публикации и дискуссии в СМИ, а также возросшее число исследований в политической науке, посвященных вопросам реформирования российского образования. В центре внимания оказались проблемы взаимовлияния государства и образования, роли и места высшего образования в развитии российского общества, политической эффективности нормативной базы высшего образования в РФ.
Ценные данные по проблемам формирования и реализации интеграционных образовательных процессов в Российской Федерации и странах ЕС содержатся в трудах Е.И. Артамоновой, A.JI. Арефьева, В.И. Байденко, Н.М. Дмитриева, А.П. Ефремова, В.И. Жукова, и многих других исследователей данной темы. Особо необходимо отметить труды профессора В.И. Байденко «Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы», «Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты», «Модернизация профессионального образования: современный этап».
Автор также обращался к трудам крупнейших российских ученых в области массовой коммуникации и журналистики: В. М. Березина, Е.Л. Вартановой, А.А. Грабельникова, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко.
В качестве теоретической основы изучения языковых и жанрово- стилистических особенностей прессы использовались научные работы М.Н. Володиной, А.А. Грабельникова, T.Г. Добросклонской, А. А. Тертычного, В.А. Тырыгиной, Л.В. Шибаевой и других ученых.
Эмпирическую базу исследования cоставили публикации в федеральных и региональных газетах и журналах, в которых в той или иной степени нашли отражение вопросы развития высшей школы, в том числе высшей школы Краснодарского края. В целом было исследовано более 50 публикаций, из которых для более глубокого и тщательного анализа было отобрано 30 газетных и журнальных статей, посвященных проблемам развития высшего образования в стране и регионе. Кроме того, автор обращался к онлайн-версиям газет и журналов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников. Во введении раскрывается актуальность исследования по выбранному направлению, ставится проблема, цели и задачи исследования, определяются объект, предмет научных поисков.
Первая глава – «Реформа высшей школы в Российской Федерации» – включает два параграфа. В данной главе анализируется система современного высшего образования, а также освещается отражение проблем высшего образования в СМИ.
Вторая глава посвящена освещению проблем современного высшего образования в Краснодарском крае в региональной и федеральной прессе. В данной главе для анализа сделан мониторинг публикаций в СМИ в период с 2009 по 2016 гг.; проанализированы публикации, посвященные проблемам кубанских вузов.
В заключении приводятся основные выводы, сделанные на основании результатов исследования.