Введение
1 глава. Особенности грамматического строя речи
1.1. Развитие грамматического строя в онтогенезе
1.2. Особенности грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2 глава. Экспериментальное изучение грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.1. Содержание исследования
2.2. Анализ получения результатов
Заключение
Список литературы
На современном этапе развития педагогики наблюдается повышенный интерес исследователей, таких как А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. С. Жукова, М. Л. Кусова, Т. А. Ладыженская, А. А. Леонтьев, Г. Л. Розенгард-Пупко, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин к проблемам развития речи детей, в том числе грамматического строя их речи, который особенно важно для становления полноценной языковой личности.
Рост интереса к данной проблеме обусловлен как изменившейся законодательной базой системы образования Российской Федерации, с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», утвержден федеральный государствен-ный образовательный стандарт — ФГОС, так и различными социальными факторами, в том числе существенными изменениями контингента детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Разные дети осваивают речь и ее грамматический строй по разному, поэтому вопрос состояния грамматического словаря, в особенности у детей с различными речевыми нарушениями является крайне актуальным.
Цель работы – изучить особенности развития и функционирования грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития.
На основании цели выделим ряд задач:
- проанализировать развитие грамматического строя речи в онтогенезе;
- рассмотреть особенности грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- провести экспериментальное изучение грамматического стоя речи у обозначенной категории детей;
- проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы.
Объект исследования – грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - у младших школьников с задержкой психического развития наблюдается значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Специально организованное педагогическое воздействие будет способствовать более эффективному развитию грамматического строя речи.
Методы исследования - в работе были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, а также специальные методы: методику для экспресс-диагностики устной речи, психолингвистический метод исследования речи.
Практическая значимость работы заключается в систематизации подхода к исследованию данной проблемы и возможности использования результатов исследования на практике.