Введение
Глава 1. Обучение истории на современном этапе
1.1. Сущность требований ФГОС
1.2. Формы и методы организации обучения
Глава 2. Компетентностный подход на уроке истории
2.1. Новые учебные программы для 10-11 классов
2.2. Работа с историческим документом
Заключение
Литература
Современное школьное историческое образование переживает сложные времена, что обусловлено, прежде всего, своеобразием нынешнего переломного момента развития самого российского общества. Речь идет о самоопределении страны в специфических исторических условиях.
Второй раз в российской исторической науке коренным образом меняется понимание смысла и назначения истории, а, следовательно, меняются и цели, содержание и методы обучения истории. Не осуществление предуготованного историей, не однолинейный процесс, а равнодействующая политической борьбы, столкновение интересов и воль не только внутри страны, но и на внешнеполитической арене, неизбежное изменение формы и порядка развития, различное соотношение прогресса и регресса, "западного" и "своего" - вот картина движения человечества, которая предстает перед историками, - как перед теоретиками-исследователями, так и перед педагогами-практиками.
В условиях идеологического плюрализма, отказа от материалистического понимания истории как единственно возможного и истинного метода познания, современный преподаватель истории нуждается в помощи в аспектах теоретического осмысления и, соответственно, в выработке адекватных целей, содержания и технологий обучения истории.
В силу исторических условий в советский период российской истории гуманистические традиции теории и методики обучения истории были утрачены, в гуманитарных науках утвердился технократический подход, для которого характерен монистический подход к предмету и методу обучения истории, результатом которого стал процесс идеологизации и дегуманизации школьной жизни.
Нам представляется необходимым подчеркнуть своеобразие истории как науки и школьного предмета гуманитарного цикла, уникальность и значимость ее в развитии ценностных смыслов личности. История как учебный предмет обладает огромным потенциалом развития разных сфер личности: потребностно-мотивационной, эмоциональной, когнитивно-познавательной, морально-нравственной, экзистенциально-бытийной, действенно-практической, межличностно-социальной.
Познание человека и истории как измерения человеческого бытия, составляющего универсальность исторического образования, обеспечивает его фундаментальность.
В этой связи анализ понимания различных подходов в обучении истории весьма актуально, что и обусловило выбор темы для исследования в рамках данной работы как «Деятельностно-компетентностный подход при обучении истории».
Цель работы – изучить специфику применения деятельностно-компетентностного подхода при обучении истории.
Объект исследования – деятельностно-компетентностный подход.
Предмет исследования – процесс обучения истории в современной школе.
Задачи работы:
определить сущность деятельностного подхода,
рассмотреть формы и методы организации деятельностно-компетентностного подхода,
проанализировать новые учебные программы для 10-11 классов,
изучить основные методы формирования компетентности на уроке истории.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.