ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§1 Понятие школьной тревожности
§2 Особенности школьной тревожности у младших школьников
§3 Особенности коррекции школьной тревожности у младших школьников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1 Организация и методы исследования
§ 2 Анализ результатов исследования
§ 3 Рекомендации направленные на понижение школьной тревожности у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
В наше время увеличилось число тревожных детей, что характеризуется повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Проблема повышенной тревожности детей становится особенно актуальной в период поступления и адаптации ребенка к школе. Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных. Если природные факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то можно создать определенные условия, которые будут способствовать преодолению развития высокого уровня тревожности у младших школьников. Эффективна коррекционная работа с тревожными детьми и их родителями.Тревожность - это состояние целесообразного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, что предопределяет соответствующую реакцию на страх. Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом его возникновения. Тревога как состояние изучалась многими отечественными и зарубежными учеными, такими как: Ю.А. Александровский, Ф.Д. Горбов, А.Б. Леонова, Г. Айзенка, А.М. Прихожан, А.И. Захаров, А.В. Петровский, В.В. Петровский.
Актуальность проблемы в том, что очень часто у учащихся наблюдаются состояния школьной тревожности, которая выражается в волнении, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей и сверстников.
Можно выделить ряд проблем, которые могут возникнуть:
• режимные трудности (они заключаются в низком уровне произвольной регуляции поведения, организованности);
• проблемы взаимоотношений с учителем и сверстниками.
Именно совместная деятельность психолога и педагога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и в поведении ребенка. Оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.
Цель исследования – изучить особенности школьной тревожности у младших школьников.
Объект исследования - школьная тревожность.
Предмет исследования - школьная тревожность у младших школьников.
Гипотеза исследования – уровень школьной тревожности младших школьников зависит от таких показателей детско-родительских отношений, как: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль и отношение к неудачам ребенка.
Задачи исследования:
Дать понятие школьной тревожности.
Рассмотреть особенности школьной тревожности у младших школьников;
Рассмотреть особенности коррекции школьной тревожности у младших школьников;
Провести эмпирическое исследование школьной тревожности у младших школьников.
Разработать рекомендации направленные на понижение школьной тревожности у младших школьников.
Сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме изучения особенностей школьной тревожности у младших школьников;
- практические – диагностика, обработка данных, коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
В качестве диагностического инструментария нами был использован комплекс методик:
диагностика уровня школьной тревожности Филлипса;
Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан;
Опросник диагностики родительского отношения (ОРО, авторы В.В. Столин, А.Я. Варга).
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОСИ среди 28 студентов в возрасте 20-22 года в период времени – с 1.09.2015 по 5.09.2015 года.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список источников и приложение.