Введение
1. Теоретические аспекты исследования мотивации учебной деятельности
1.1. Проблема мотивации и мотива в психологии
1.2. Мотивация учения. Классификация мотивов обучения
1.3. Исследования динамики учебной мотивации в психологии и педагогике
2. Эмпирическое исследование динамики мотивов обучения учеников второго и третьего классов
2.1. Цель, задачи и этапы исследования
2.2 Методики и ход исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Проблема мотивации - одна из ключевых проблем психологии. Фактически ни одна из психологических теории не может обойти вопрос побуждений к активности, то есть мотивов. А мотивация учебной деятельности занимает особое место в структуре мотивации.
Несмотря на выраженный длительный интерес к проблеме учебной мотивации учащихся, исследования в этой области остаются актуальными. Актуальность темы подтверждается тем, что в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором устанавливаются требования к результатам обучающихся, говорится о том, что одним из личностных результатов обучения является сформированность мотивации к обучению и познанию. Рассмотрение сформированности учебной мотивации как одного из результатов обучения в начальной школе определяет необходимость продолжения исследований в данном направлении. В связи с этим становится актуальной проблема формирования и развития учебной мотивации, определяющей собственную активность ребенка в образовательном процессе.
В настоящее время в школе вопрос о мотивации учения становится центральным, так как мотив выполняет функцию побуждения и является источником деятельности. Вместе с тем актуализируется и проблема снижения у школьников интереса к учебным занятиям. Отсутствие интереса у детей к учению, их равнодушие к школьным занятиям часто выступает причиной накопления отрицательного отношения к учебной деятельности.
В связи с этим особую важность приобретает формирование учебной мотивации учащихся начальных классов, так как от этого зависит проявление интеллектуальной, волевой активности указанной группы детей, а также формирование отношения ко всему учебному процессу. Возраст от 6 до 11 лет благоприятен для формирования и развития положительной учебной мотивации, чего педагог может добиваться различными способами, в том числе и включением учебно-игровой деятельности в учебный процесс.
В соответсвии с новыми требованиями к результатам обучения, определенным ФГОС начального общего образования, необходимо понять, какова динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста, особо выделив периоды, когда возможны ее спады, и, со ответственно, когда стоит уделять большее внимание формированию позитивной учебной мотивации учащихся.
Актуальность темы также заключается и в ее практическом смысле. Понимая мотивацию обучения современных младших школьников, педагоги могут оптимизировать процесс обучения, составлять такие учебные программы и планы, которые максимально соответствуют мотивам учеников, и поэтому могут гарантировать максимальный результат.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы курсовой работы в современных условиях.
Степень изученности проблемы: Изучаемая нами проблема формирования и развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста и в настоящее время является объектом научных интересов зарубежных и отечественных исследователей. В зарубежной психологии большое внимание уделяется теории инстинктов и человеческих потребностей (Э. Толмен. К. Халл), классификации потребностей человека (Г. Мюррей, А. Маслоу). В отечественной психологии длительное время изучается мотивация учебной деятельности школьников (Л.И. Божович, А.К. Маркова). М.В. Матюхина утверждает, что мотивационные явления могут иметь разный уровень осознания: от глубоко осознанных до неосознаваемых непроизвольных побуждений [6]. Немалое внимание уделяется теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева, согласно которой источником мотивационной сферы человека, как и других его психологических особенностей, выступает практическая деятельность. Данная концепция с убедительной достоверностью объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека, т. е. показывает, как может изменяться система деятельностей, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей А.Н. Леонтьев выводит законы, определяющие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей [4]. Как детерминацию, реализующуюся через психику, трактовал мотивацию С.Л. Рубинштейн. Первым, кто стал заниматься изучением вопросов формирования произвольной мотивации, стал Л.С. Выготский.
Цель работы: выявить динамику мотивации обучения и мотивов учения учеников начальной школы второго и третьего классов.
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач:
проанализировать психологическую литературу по проблеме мотивации и мотива;
раскрыть суть мотивации учения;
рассмотреть существующие классификация мотивов обучения;
изучить исследования динамики учебной мотивации в психологии и педагогике;
провести эмпирическое исследование динамики мотивов обучения учеников второго и третьего классов.
Исходя из цели и задач работы мы выдвигаем гипотезу исследования, которая заключается в предположении о том, что существуют различия в мотивации обучения и мотивах учения у учеников второго и третьего классов.
Объект исследования: мотивация обучения младших школьников.
Предмет исследования: различия в мотивации обучения младших школьников второго и третьего класса.
Методы исследования: в соответствии с логикой исследования использовался комплекс взаимодополняемых методов.
теоретические: анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы.
эмпирические: анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Применяемые методы позволили адекватно диагностировать диагностику с мотивации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.
Методики исследования:
1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова.
2. Типология мотивов учения «Ступенька побуждений» А.И. Божович и И.К. Марковой.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения "Корочанская средняя общеобразовательная школа им. Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области" (МБОУ Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского).
Выборка состояла из 40 учеников младшего школьного возраста общеобразовательной школы. Диагностика проводилась в начале 2014-2015 учебного года, и повторно с теми же детьми в начале 2015-2016 учебного года. Диагностика проводилась групповым методом.