Введение.
Глава 1. Теоретический анализ применения проектной технологии в младшей школе
1.1. Особенности понимания проектной деятельности.
1.2. Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках в младшей школе.
Глава 2. Практический аспект применения проектной технологии в младшей школе
2.1. Применение проектной технологии.
2.2. Особенности применения проектной деятельности как средства формирования коммуникативной компетентности в младшей школе.
Выводы
Список использованной литературы
Целью учебного проектирования согласно ФГОС является создание педагогом таких условий во время образовательного процесса, при которых его результатом является индивидуальный опыт проектной деятельности ученика. Работа над проектом - это практика личностно-ориентированного обучения в процессе работы ученика на основании его свободного выбора, с учетом его интересов.
Предмет исследования: проектная деятельность.
Обьект исследования: особенности применения проектной деятельности как средства формирования коммуникативной компетентности детей в младшей школе на уроках окружающего мира.
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Особенности понимания проектной деятельности
С целью активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, современные учителя-практики достаточно продуктивно применяют метод проектов.
Доказано, что метод проектов – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.
К тому же на уроках работа над проектом способствует не только формированию исследовательских умений, но и требует от учеников усвоения новых знаний, опираясь на усвоенный ранее материал; вырабатывает умение действовать и принимать решения самостоятельно или в составе группы и решать конфликтные ситуации; искать, применять новую информацию из различных источников в ее практической деятельности с учетом детских интересов, потребностей, желаний; развивать критическое мышление, формировать желание самостоятельно учиться, искать оптимальные пути решения проблем, возникающих на уроке.
Важное значение имеет мнение, что ценность проектной технологии заключается не столько в результатах, как в самом процессе получения этих результатов. Применение метода проектов способствует реализации определенных педагогических задач, стоящих перед преподавателями: интенсификации образовательного процесса, повышению его эффективности и качества результатов обучения; системной интеграции предметных задач, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности; построении открытой системы образования, обеспечивающей каждому участнику собственную траекторию самообразования; формированию информационной культуры как учеников, так и преподавателей. При этом не обращать внимание на роль мотивационного развития, который является управляемым процессом, нельзя. Начинается он с профессионализации процесса обучения. В такой среде состоит система условий организации жизнедеятельности направляемых на формирования их отношения к миру.
Таким образом, эффективность работы по проекту обуславливается рядом факторов. Рассмотрим их. Прежде всего проектную деятельность можно внедрять только за инициативы преподавательского коллектива сотрудников, которая основывается на сознательном стремлении к этой деятельности, реализация которой результативная только в тесном сотрудничестве с детьми. Это становится возможным благодаря тому, что учащиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. При таком подходе хороший проект должен: иметь практическую ценность; предполагать проведение учениками самостоятельных исследований; быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так при ее завершении; быть гибким в отношении направления работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем; давать ребёнку возможность учиться в соответствии со своими возможностями; способствовать проявлению способностей обучающихся при решении задач более широкого спектра; способствовать налаживанию взаимоотношений между детьми.
Исследовательский проект по содержанию может быть: монопредметним (выполняется на материале одного предмета); межпредметним (интегрируется смежная тематика нескольких предметов; итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение детьми определенного учебного материала; текущим, когда на самообразование и практическую деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.
Именно поэтому моделирование и проектирование становятся эффективными технологиями, которые направляют детей в осознанную деятельность и предусматривают их личностное развитие.
Метод проектов известен в мировой педагогике с конца XIX-начала ХХ столетия как метод проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Килпатрик. Слово «проект» на европейские языки было заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «тот, кто выдвигается». Позже проект начинают рассматривать как идею, согласно которой субъект может и вправе распоряжаться своими мыслями.
Согласно взглядам современных ученых: метод проектов (от греческого - путь исследования) - это система обучения, в процессе которой учащиеся получают знания путем планирования и выполнения практических заданий (проектов), что постепенно усложняются. Учебный проект - деятельность учащихся под руководством учителя, который ставит педагогическую цель. Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта. Привлечение учащихся начальной школы к проектной деятельности - сложная и тяжёлая работа. Возраст накладывает естественные особенности, становясь преградой на пути овладения данной технологией. Однако начинать приобщать детей к проектной деятельности следует обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается целый ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Проект, безусловно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли, выступать перед аудиторией. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердится, а некоторые, наоборот, поймут, что без труда ничего не достичь. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов. Итак, технология проектного обучения приучает и настраивает школьников на самостоятельное, творческое овладение начальным материалом, который станет крепким фундаментом при переходе в среднюю школу.