Введение
Глава 1. Теоретические аспекты товара и его жизненного цикла
1.1 Основные понятия жизненного цикла товара и его этапы
1.2 Виды кривых жизненного цикла товара
1.3 Маркетинговые стратегии и инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара
Глава 2. Анализ жизненного цикла и управление им
Заключение
Список использованной литературы
Подавляющая часть продуктов имеет ограниченную длительность существования на рынке. Из ежедневной практики известно, что каждый продукт обладает собственным жизненным циклом. Каждый точный продукт возникает, существует, удовлетворяя некоторые необходимости. Исчерпав собственные возможности, он прекращает свое существование. Период существования особого продукта - от эпизода его выходы в свет на рынке (в продаже) до этапа пропадания с рынка и величается жизненным циклом товара.
Жизненный цикл продукта описывает динамику размеров продаж и получаемой выгоды от этапа выведения нового продукта на рынок до ухода с рынка [5, с.44].
Информация о жизненном цикле продукта, несомненно, актуальна, т.к. она главная для компании, выпускающего продукт, сначала при исследовании рынков, а еще при планировании собственной деятельности.
Проведение изысканий жизненного цикла продукта преобразуется в одно из главнейших направлений работы прогрессивных фирм во всем мире.
Решения, принимаемые в товарной политической деятельности, во многом находятся в зависимости от того, на каком шаге жизненного цикла продукт находится [2, с.15].
Анализ концепций жизненного цикла продукта дает возможность принять ряд незамедлительных мер по изменению размеров производства и сбыта, уровня тарифов, способов продвижения продуктов, что позволяют минимизировать издержки, достичь наибольшей выгоды, и в окончательном счете - продлить более высокодоходные этапы жизненного цикла товара.
Цель курсовой работы - выявление на основе анализа основных этапов жизненного цикла товара и определение политики маркетинга на этих этапах.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучить понятие жизненного цикла товара и его основные этапы.
- Провести анализ жизненного цикла товара и управление им.
- Рассмотреть кривые жизненного цикла товара и виды кривых жизненного цикла товара.
Объектом написания курсовой работы является компания жизненный цикл товара, а ее предметом - стратегия ведения и контроля жизненного цикла товара.
Основными источниками данной работы послужили учебные издания таких авторов, как Котлер Ф., Хруцкий В.Е., Голубков Е.П. и многие другие, а также материалы из периодической печати.
Курсовая работа состоит из введения, в котором указаны цель, объект, предмет исследования, поставлены задачи, двух глав, раскрывающих сущность работы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты товара и его жизненного цикла
1.1 Основные понятия жизненного цикла товара и его этапы
Изучение колебаний объемов и продолжительности производства того или иного продукта позволило установить, что эти показатели изменяются во времени циклически, закономерными и поддающимися измерению интервалами. В экономической науке явление периодического колебания объемов и продолжительности производства и сбыта продукта называют экономическим циклом жизни продукта или коротко - циклом жизни продукта.
Маркетинг в первую очередь интересует цикл жизни товара на рынке. По времени он короче экономического цикла, включающего фазы создания прототипа продукта, его экспериментального производства и короткий первоначальный период серийного производства, когда продукт еще не «дошел» до потребителя [9, с.132].
Жизненный цикл товара - это время существования товара на рынке. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Могут быть товары-долгожители, но вечного товара нет.
Концепция жизненного цикла товара впервые была разработана и опубликована в 1956 г. известным американским экономистом и маркетологом Теодором Левитом. Это концепция основана на том, что товару отведен определенный срок жизни, в течение которого он проходит ряд этапов. Цель маркетинга заключается в том, чтобы, по возможности, продлить срок пребывания товара на рынке. При этом следует некоторые этапы жизненного цикла товара сокращать, а некоторые - затягивать, пользуясь инструментами регулирования спроса. Для успешного достижения цели необходимо в каждом конкретном случае разрабатывать концепцию жизненного цикла товара.
Концепция жизненного цикла товара - это документ (иногда многотомный), в котором отражаются результаты работы специалистов по определению стратегии и тактики на различных этапах жизненного цикла товара. Основная цель этой работы - внимательное слежение за всеми стадиями жизненного цикла товара или нескольких товаров [11, с.196-197].
Этапы жизненного цикла товара.
Жизненный цикл товара и его стадии можно изобразить графически на рисунке 1.
Для этого на оси x отложим время, а на оси y - объем продажи товара в данный момент времени:
Рисунок 1 - Кривая жизненного цикла товара