Курсовая работа|Педагогика

Творческие работы младших школьников в связи с чтением художественных произведений

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 29

Введение

Глава I. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника

1.1.  Теоретические основы. Понятие творческой деятельности младших школьников

1.2. Способность детей к творчеству

1.3. Литературное творчество младших школьников, как условие развития творческих способностей

Глава II. Творческие работы в связи с чтением художественных произведений

2.1. Методические приемы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при работе над художественным произведением

2.2.  Творческие работы в связи с чтением художественных произведений

Заключение

Список используемой литературы

В связи с внедрением новой образовательной программы (Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которая  нацелена на инновационное образование возрастают и требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением и развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель не просто четко представлял, но и умел использовать образовательные технологии, которые направлены  на    развитие такой личности.

   Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.

   Сейчас, в наше время перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение младших школьников к продуктивной творческой деятельности уже с  1-го класса в процессе школьного обучения. Эта задача находит сейчас свое oтражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать, интересоваться и  находить решения в нестандартных ситуациях. Таким образом, сейчас в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, внеклассные занятия, коллективные творческие работы, которые способствуют развитию творческой активности младших школьников.

   Задачей современной школы является формирование разносторонней и развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития  невозможен процесс в сфере образования, воспитания личности и ее  индивидуализации.

   Одним из средств развития как личности младшего школьника, так и литературного творчества являются художественные произведения  для детей (стихи, сказки, рассказы, басни, проза, загадки). Книга – источник знаний, разнообразный для воспитания и  образования объект; об особенностях которого ребенок младшего школьного возраста без специального обучения почти не осведомлен. Именно литература способна проникнуть в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств, она создает определенные незаменимые ценности. Ведь литература - это среда, растящая и питающая литературное творчество личности.

   Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, педагогов Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукиной, В.А. Левина, В.Г. Горецкого, и мн. др. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки литературного и внеклассного чтения в начальных классах.

   В наше время одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных (нестандартных и оригинальных) способностей учеников, особенность их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, ведь  школа - это все же мир надежд и радости, где есть почва для развития литературного творчества и творческой деятельности младших школьников.

   Актуальность данного исследования, для теории и практики работы в начальной школе, во-первых, заключается в том, что в последние годы остро обозначилась потребность в творческих и  активных людях, имеющих нестандартный взгляд на проблемы и умеющих творчески мыслить. Во-вторых,  возможно, творческие работы помогут развить больший интерес к литературному чтению. В-третьих, предполагается, что само творчество, как вид деятельности, имеет развивающую функцию, что достаточно актуально в современной системе развивающего обучения.  

   Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у младших школьников в связи с чтением художественных произведений.

   Предмет исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературы во время чтения художественных произведений.

   Цель исследования – раскрыть возможности уроков литературного чтения и повышение мотивации обучения, через развитие творческих способностей  младших школьников.

В ходе исследования темы решались следующие задачи:

-Изучение литературы по данной проблеме, методических рекомендаций, связанных с литературным творчеством и деятельностью младших школьников.

- Изучение особенностей воображения младшего школьного возраста.

- Раскрыть особенности развития творческих способностей школьников.

- Проведение опытно-экспериментальной части исследования по совершенствованию работы над художественными произведениями младших школьников (разработка и апробация комплекса творческих заданий)

- Анализ и обобщение исследования.

   Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если в системе обучения по литературному и художественному чтению применять эффективные приёмы развития творческих способностей младших школьников, то возможно развить детское воображение, коммуникативные умения, мышление и восприятие прочитанного, привить любовь к прекрасному, что повысит мотивацию в обучении.

Методы исследования:

- теоретический метод (анализ методической,  психолого-педагогической литературы и анализ школьных учебников по литературному чтению);

-  экспериментальный метод (констатирующий эксперимент);

 - статистический метод (анализ результатов исследования).

Практическая часть работы состоит в том, что предложенные  методические приемы развития творческих способностей младших школьников (теоретические положения и практические материалы), могут быть реализованы не только на уроках литературного чтения, но и на уроках развития речи на начальном этапе образования.

Структура работы: высшая квалификационная состоит из: аннотации, введения, двух основных глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава I. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника

1.1.Теоретические основы. Понятие творческой деятельности младших школьников

   В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства; во-вторых, конструирование, составление, реализацию новых проектов и научное познание. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении художественной литературы (сопереживание героям), в воображении - это первая ступенька к творчеству. Ведь творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности, это высшая форма психической активности и самостоятельности, в результате которой развивается способность создавать что-то новое, оригинальное. Творческая деятельность способствует формированию и развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

   Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Довольно часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

   Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере и при доброжелательных оценках со стороны учителей в поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, которые побуждают школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них. В деле воспитания и образования понятия «творчество» обычно связывается с понятием «способности». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:

  • хорошая память, развитые познавательные умения;
  • ранняя специализация интересов и интеллекта (увлечение музыкой, изобразительной деятельностью и пр.);
  • развитые познавательные интересы, сообразительность, наблюдательность, речь,  оригинальные решения задач;
  • активность, инициативность, настойчивость и усиление достигать поставленной цели;
  • готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

     Однако, способность к самостоятельной творческой деятельности не развивается произвольно, сама по себе, в процессе учебной деятельности. Многие ученые исследователи: Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская и некоторые авторы учебников: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Н.В. Ладыженская,  - сходятся во мнении, что развитие индивидуального литературного творчества требует значительных усилий как со стороны учителя, так и со стороны самого ученика.

   Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова и зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.

   Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. "К творчеству призван всякий человек", - утверждает Н.А. Бердяев. "Творчество, - считает В. Энгельгард, - самый высокий дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его развития, наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья".

   В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности. В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность". Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей.

   «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который «приходит во всякий подлинный творческий акт».

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское