Курсовая работа|Педагогика

Формирование гражданственности у младших школьников во внеурочной деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 20

Введение 

1 Теоретические основы формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности 

1.1 Характеристика понятия «гражданственность» 

1.2 Особенности формирования гражданственности у младших школьников 

Выводы по главе 1 

литература  

2 Практические аспекты формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности

2.1 Анализ программ внеурочной деятельности по формированию гражданственности младших школьников

2.2 Диагностика уровня сформированности гражданственности младших школьников

2.3 Методические рекомендации по формированию гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности

Выводы по главе 2

Заключение

В условиях становления гражданского общества и правового государства особую значимость приобретает воспитание принципиально нового, демократического типа личности, который придерживается общественных норм, обладает гуманистическими ценностями, знает свои права и выполняет свои обязанности, уважает права и обязанности других людей, личности, способной к инновациям, управлению собственной жизнедеятельностью, делами общества, личности, которая любит свою Родину и готова ее защитить.

 Успешность выполнения этой задачи, на наш взгляд, актуализирует усиление внимания к гражданскому воспитанию молодежи как субъекта своего саморазвития и самосовершенствования.

Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматривались еще в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, и других видных ученых – педагогов и психологов. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях Г. Н. Филонов, И.В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л.В. Кузнецовой, Е.Е. Вяземского, Т.М. Толкачевой, С.В. Колотий и др.

Противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и уровнем его гражданской воспитанности, обусловило необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе и неизбежность перемен в системе образования. На устранение данного противоречия направлены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Проблема введения образовательных стандартов нового поколения широко обсуждается не только методистами, педагогами и психологами, но и всей российской общественностью.

Этим обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Воспитание основ гражданственности у младших школьников средствами внеурочной деятельности».

Актуальность выбранной темы: состоит в том, что в современных условиях развития возникает необходимость в усовершенствовании воспитания гражданственности на всех уровнях функционирования системы образования.

Исследование обусловлено необходимостью разработки и внедрения эффективной педагогической технологии, направленной на формирование гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня практически невозможно представить развитие нашего общества без воспитания в детях гражданственности и начинать это воспитание нужно уже в школьном возрасте, даже лучше, если это будет младший школьный возраст.

Такую обязанность необходимо предусмотреть, как одно из ведущих направлений образовательных систем. Все вышесказанные тезисы указывают на то, что тема работы актуальна.

Цель исследования - выявить особенности формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования - процесс формирования гражданственности у младших школьников.

Предмет исследования - процесс формирования гражданственности у младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

- изучить особенности формирования гражданственности младших школьников;

- рассмотреть возможности использования внеурочной деятельности для формирования гражданственности учащихся начальных классов;

- провести диагностику уровня сформированности гражданственности младших школьников;

- определить основные пути формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

1 Теоретические основы формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности

1.1 Характеристика понятия «гражданственность»

На разных этапах развития гражданственность понималась по-разному.

Например, С.И. Ожегов в словаре трактовал «гражданственность – присущий, свойственный гражданину» [28, c. 144]. Это определение сводится к правовому понятию гражданина.

В.И. Даль говорит о  «гражданственности»: «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Это определение включает в себя образование включенного в общество человека, педагогический аспект. 

Ели взять трактовку этого понятия философами, то мы видим, что П. Гольбах считал гражданственность  – «любовь человека к обществу» [8, c. 87], К. Гельвеций – «сильная любовь к общественному благу»  [7, c. 603]., Ш. Монтескье – в предпочтении общественного блага личному [25, c. 131]., А. Токвиль – в способности участия в общественном управлении., Н. Макиавелли – в патриотизме [24, c. 498].

В исследовании Л.В. Кузнецовой, гражданственность - интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Это определение сейчас общепризнано

Соответственно, рассматривая вышеприведенные источники, можно констатировать, что  гражданственность - это качество, которое состоит из ряда компонентов, свойственных человеку, а именно:

- гражданская ответственность,

- умение сочетать, подчинять свои интересы общественным,

-самостоятельный выбор,

-гуманизм,

-патриотизм.

Если проанализировать понятие «гражданственность» с точки зрения воспитания и педагогических дисциплин, то мы видим, что В.А. Сластенин трактовал гражданственность как «интегративное качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [33].

A.C. Гаязов писал, что гражданственность – это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

В процессе воспитания сегодня более актуальным можно считать интегрированное определение гражданственности, сформулированное Г.Н. Филоновым, которое присутствует в статье А.Е. Чиркуновой и И.Р. Сорокиной. «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений»[36, с. 707].

А.С. Макаренко писал, что гражданственность – основа целостной личности [23, с. 6]. Он поставил себе цель, чтобы в душе его воспитанника, в  его личности и разуме слово «наши» возникало без борьбы, без напряжения, без дипломатии, без хитрости, чтобы оно шло от самой души.

В Законе РФ «Об образовании» один из принципов – воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье

Отношение гражданина к Родине и само понятие «гражданственность» тесно связаны с понятием «патриотизм», которое понимается,  как социально-нравственный принцип и морально психологическое чувство, эти понятия похожи между собой и несут общий смысл, который заключается в политической активности и  политическом участии.

Считается, что патриотизм - это эмоциональное отношение к своей Родине, которая выражает готовность служить и защищать её, также сюда относится и отношение к своему историческому прошлому и настоящему, сегодняшнее время, сюда мы ещё относим принадлежность человека какому-то народу и его политическую активность, поэтому.

 Делая вывод,  можно сказать, что гражданственность и патриотизм одинаково равны и  включают в себя совокупность качеств и черт поведения таких как, любовь к родному краю, лояльное к политическому строю, следование традициям своего народа, отношение бережное к историческим местам и традициям, привязанность к родным местам, стремление укреплять достоинство своего государства и готовности, его защищать, то есть, отсюда видим, что совокупность характеристик гражданственности и патриотизма напрямую связано с политикой государства. Политическое сознание призвано обеспечивать интересы народа, достижение национальных целей.

Политическое сознание состоит из ряда психологических процессов и состояний индивида и  показывает, насколько человек овладел мировоззрением политических установок, проявляет настойчивость в их реализации. 

Политическое сознание немыслимо без развитого политического мышления, способности к осмыслению политических событий, оценивать их, делать правильные  выводы относительно направления гражданского развития общественности. Вместе с тем, политическое гражданское сознание подкрепляется политическими эмоциями, политическими чувствами, а политическое мышление и чувства, которые  развиваются в процессе общественных отношений, формируют политические потребности.

Вывод. Анализ психолого-педагогических источников показал, что гражданственность раскрывается через гуманизм, социальную солидарность, толерантность, патриотизм. При этом воспитание гражданственности рассматривается исследователями как педагогическая деятельность, направленная на формирование у детей системы знаний об истории и культуре России и родного края.

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». – URL http://zakon-obobrazovanii.ru. - (дата обращения: 23.02.2021)
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1–11-е классы. – М.: «Вако», 2013.-223 с.
  3. Бабановский Ю.К. Педагогика: уч. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабановского. – М.: Просвещение. 2007.- 361 с.
  4. Барский В. Л. Карвин в Шахматном лесу. Книга 1 : Учебник шахмат для младших школьников : в 2 ч. Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014. Ч. 1. 96 с.
  5. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. − М.: Педагогика, 2012.-229 с.
  6. Гаязов А.С. Общество, государство: воспитание гражданина. Уфа, 2001.90 с.
  7. Гельвеций К. Об уме. Соч. в 2-х т.Т.1. М., 1955.603с
  8. Гольбах П. Естественная политика или беседы об истинных принципах управления.Избр. Пр. в 2-х т. Т.2. с.87.
  9. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: уч. пособие для вузов./ СПб., 2012.-340 с.
  10. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. – М., 2018.-227 с.
  11. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. - М. : Педагогика, 1987. -344 с.
  12. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития[Текст]  // Воспитание школьников.- 2012. – № 7.-С.29-32
  13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Рипол классик, 2006. 754 с
  14. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание. Материалы научно-практической конференции / Под ред. Родионовой Л.Е., Морозовой В.В., Николаевой А.И. – М., 2012.-365 с.
  15. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – М.: Просвещение. – 2014.-331 с.
  16. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм [Текст] А. Замостьянова// Народное образование. – 2012.- №4.- С. 183-189.
  17. Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста. Екатеринбург, 2014.-249 с.
  18. Коповая О.В., Ерофеева М.А., Коповой А.С. Личностное самоопределение как психолого-педагогическая проблема - Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» ВЫПУСК 2 // Режим доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2 (дата обращения: 23.02.2021)
  19. Крицкая Н.Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2015. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015.-253 с.
  20. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. − М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2015.-316 с.
  21. Кузнецова JI.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. / JT. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. №9. С. 18
  22. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. //Методические рекомендации для учителей. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2012.-260 с.
  23. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды / А.С. Макаренко. М.: Издательство Юрайт, 2019. 323 с
  24. Макиавелли Н. Государь. СПб., 1914. 498с.
  25. Монтескье Ш. О духе законов. Избр. Пр., М., 1955. 131 с.
  26. Никандров Н.Д. Россия: гражданское воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2012. - 229 с.
  27. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. – М., 2012.-328 с.
  28. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений. М.: Азъ, 1994. 908с
  29. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо Минобразования России от 15.01.2003. №13-51-08/13.
  30. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методическое обеспечение преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях. Выпуск 3 / Под ред. Курнешовой Л.Е. – М., 2012.-96 с.
  31. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования [Текст] Н.А.Савоттина // Педагогика. -2014. - №4.-С.42-48
  32. Салихова Р. Воспитание гражданина[Текст] Р. Салиховой // Воспитание школьников.- 2012. – № 1.-С.31-35
  33. Сластенин В.А Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 4-е изд. М.:Школьная пресса. 2002. 246 с
  34. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. Дереклеева Н.И. – М.: Вако, 2008. – 352 с
  35. Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1893. С.131
  36. Чиркунова А.Е., Сорокина И.Р. Формирование гражданскопатриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2014. №21. С. 706-709. https://moluch.ru/archive/80/14351/ (дата обращения: 23.02.2021)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское