В условиях становления гражданского общества и правового государства особую значимость приобретает воспитание принципиально нового, демократического типа личности, который придерживается общественных норм, обладает гуманистическими ценностями, знает свои права и выполняет свои обязанности, уважает права и обязанности других людей, личности, способной к инновациям, управлению собственной жизнедеятельностью, делами общества, личности, которая любит свою Родину и готова ее защитить.
Успешность выполнения этой задачи, на наш взгляд, актуализирует усиление внимания к гражданскому воспитанию молодежи как субъекта своего саморазвития и самосовершенствования.
Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматривались еще в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, и других видных ученых – педагогов и психологов. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях Г. Н. Филонов, И.В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л.В. Кузнецовой, Е.Е. Вяземского, Т.М. Толкачевой, С.В. Колотий и др.
Противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и уровнем его гражданской воспитанности, обусловило необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе и неизбежность перемен в системе образования. На устранение данного противоречия направлены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Проблема введения образовательных стандартов нового поколения широко обсуждается не только методистами, педагогами и психологами, но и всей российской общественностью.
Этим обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Воспитание основ гражданственности у младших школьников средствами внеурочной деятельности».
Актуальность выбранной темы: состоит в том, что в современных условиях развития возникает необходимость в усовершенствовании воспитания гражданственности на всех уровнях функционирования системы образования.
Исследование обусловлено необходимостью разработки и внедрения эффективной педагогической технологии, направленной на формирование гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня практически невозможно представить развитие нашего общества без воспитания в детях гражданственности и начинать это воспитание нужно уже в школьном возрасте, даже лучше, если это будет младший школьный возраст.
Такую обязанность необходимо предусмотреть, как одно из ведущих направлений образовательных систем. Все вышесказанные тезисы указывают на то, что тема работы актуальна.
Цель исследования - выявить особенности формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования гражданственности у младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования гражданственности у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить особенности формирования гражданственности младших школьников;
- рассмотреть возможности использования внеурочной деятельности для формирования гражданственности учащихся начальных классов;
- провести диагностику уровня сформированности гражданственности младших школьников;
- определить основные пути формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1 Теоретические основы формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности
1.1 Характеристика понятия «гражданственность»
На разных этапах развития гражданственность понималась по-разному.
Например, С.И. Ожегов в словаре трактовал «гражданственность – присущий, свойственный гражданину» [28, c. 144]. Это определение сводится к правовому понятию гражданина.
В.И. Даль говорит о «гражданственности»: «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Это определение включает в себя образование включенного в общество человека, педагогический аспект.
Ели взять трактовку этого понятия философами, то мы видим, что П. Гольбах считал гражданственность – «любовь человека к обществу» [8, c. 87], К. Гельвеций – «сильная любовь к общественному благу» [7, c. 603]., Ш. Монтескье – в предпочтении общественного блага личному [25, c. 131]., А. Токвиль – в способности участия в общественном управлении., Н. Макиавелли – в патриотизме [24, c. 498].
В исследовании Л.В. Кузнецовой, гражданственность - интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Это определение сейчас общепризнано
Соответственно, рассматривая вышеприведенные источники, можно констатировать, что гражданственность - это качество, которое состоит из ряда компонентов, свойственных человеку, а именно:
- гражданская ответственность,
- умение сочетать, подчинять свои интересы общественным,
-самостоятельный выбор,
-гуманизм,
-патриотизм.
Если проанализировать понятие «гражданственность» с точки зрения воспитания и педагогических дисциплин, то мы видим, что В.А. Сластенин трактовал гражданственность как «интегративное качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [33].
A.C. Гаязов писал, что гражданственность – это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.
В процессе воспитания сегодня более актуальным можно считать интегрированное определение гражданственности, сформулированное Г.Н. Филоновым, которое присутствует в статье А.Е. Чиркуновой и И.Р. Сорокиной. «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений»[36, с. 707].
А.С. Макаренко писал, что гражданственность – основа целостной личности [23, с. 6]. Он поставил себе цель, чтобы в душе его воспитанника, в его личности и разуме слово «наши» возникало без борьбы, без напряжения, без дипломатии, без хитрости, чтобы оно шло от самой души.
В Законе РФ «Об образовании» один из принципов – воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье
Отношение гражданина к Родине и само понятие «гражданственность» тесно связаны с понятием «патриотизм», которое понимается, как социально-нравственный принцип и морально психологическое чувство, эти понятия похожи между собой и несут общий смысл, который заключается в политической активности и политическом участии.
Считается, что патриотизм - это эмоциональное отношение к своей Родине, которая выражает готовность служить и защищать её, также сюда относится и отношение к своему историческому прошлому и настоящему, сегодняшнее время, сюда мы ещё относим принадлежность человека какому-то народу и его политическую активность, поэтому.
Делая вывод, можно сказать, что гражданственность и патриотизм одинаково равны и включают в себя совокупность качеств и черт поведения таких как, любовь к родному краю, лояльное к политическому строю, следование традициям своего народа, отношение бережное к историческим местам и традициям, привязанность к родным местам, стремление укреплять достоинство своего государства и готовности, его защищать, то есть, отсюда видим, что совокупность характеристик гражданственности и патриотизма напрямую связано с политикой государства. Политическое сознание призвано обеспечивать интересы народа, достижение национальных целей.
Политическое сознание состоит из ряда психологических процессов и состояний индивида и показывает, насколько человек овладел мировоззрением политических установок, проявляет настойчивость в их реализации.
Политическое сознание немыслимо без развитого политического мышления, способности к осмыслению политических событий, оценивать их, делать правильные выводы относительно направления гражданского развития общественности. Вместе с тем, политическое гражданское сознание подкрепляется политическими эмоциями, политическими чувствами, а политическое мышление и чувства, которые развиваются в процессе общественных отношений, формируют политические потребности.
Вывод. Анализ психолого-педагогических источников показал, что гражданственность раскрывается через гуманизм, социальную солидарность, толерантность, патриотизм. При этом воспитание гражданственности рассматривается исследователями как педагогическая деятельность, направленная на формирование у детей системы знаний об истории и культуре России и родного края.