Курсовая работа|Педагогика

Математические соревнования, как одна из форм внеклассной работы с обучающимися основной школы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 45

Глава 1. Теоретические основы организации математических соревнований как формы внеклассной работы

1.1. Основы организации внеклассной работы по математике в 5-9 классах  

1.2. Математические соревнования как активная форма внеклассной работы с обучающимися

Выводы по главе 1

Глава 2. Методические аспекты проведения математических соревнований в 5- 9 классах

2.1. Этапы проведения математических соревнований

2.2. Методические рекомендации по организации математических соревнований в 5-9 классе

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Актуальность исследования, заключается в том, что обучение в школе - это один из главных и необходимых процессов в развитии каждого человека, предполагающий активное влияние на детей, их эмоциональную сферу, высшие психические функции. В процессе внеклассной работы по предметам, в том числе и по математики, формируется и воспитывается разносторонний интерес к знаниям.

Большое влияние в формировании интереса и активизации познавательной деятельности отводиться способам и приемам работы, которые дают возможность вносить в учебную деятельности элементы занимательности, также способствующие снятию напряжения на уроках.

Проводя анализ научной психолого-педагогической литературы, нужно отметить, что внеклассная работа выражает значительное влияние на формирование математической культуры учеников. При этом многие авторы анализируют это понятие с разных точек зрения. Например, И. П. Подласый определяет внеклассную работу как «вспомогательные формы учреждения учебной деятельности - это разнообразные занятия, которые дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников и учителя».

Проблемами организации внеклассной работы занимались И.П. Подласый, И. Ф. Харламов, М. Б. Балк, Ю. М. Колягин, С. И. Шварцбурд и многие другие. В их трудах раскрыта сущность внеклассной деятельности по математике, методика ее проведения.

Проблема исследования: смогут ли математические соревнования стать одной из самых эффективных форм внеклассной работы с обучающими основной школы.

Объект исследования: внеклассная работа по математике в основной школе.

Предмет исследования: математические соревнования, как одна из форм внеклассной работы с обучающими основной школы.

Цель исследования: изучить математические соревнования как одну из форм внеклассной работы с обучающимися основной школы.

Задачи исследования:

  1. Изучить основы организации внеклассной работы по математике в 5-9 классах.
  2. Охарактеризовать математические соревнования как форма внеклассной работы с обучающимися.
  3. Раскрыть этапы проведения математических соревнований.
  4. Разработать методические рекомендации по организации математических соревнований в 5-9 классах.

Методы исследования: анализ литературы, синтез данных, разработка методических рекомендаций по организации математических соревнований в 5-9 классах.

Теоретическая значимость. В курсовой работе проведен теоретический анализ основ организации математических соревнований как формы внеклассной работы. Изучены методические аспекты проведения математических соревнований в 5-9 классах.

Практическая значимость. В курсовой работе были разработаны конспекты внеклассных математических соревнований в 5-9 классах.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы организации математических соревнований как формы внеклассной работы

1.1. Основы организации внеклассной работы по математике в 5-9 классах

Математика играет важную роль в развитии интеллектуального потенциала личности. Особенно актуальным становится обеспечение надлежащего уровня математической подготовки подрастающего поколения.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребенка [2, с. 19].

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне учебного времени, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [20, с. 328].

Рассмотрим основные задачи внеклассной работы по математике:

  1. Мотивация обучающихся к изучению математики.
  2. Развитие эрудиции, любознательности.
  3. Пропаганда научных знаний, повышение интереса к углубленному обучению предмета.
  4. Выявление, развитие творческих способностей и заинтересованности научно-исследовательской деятельностью.
  5. Развитие положительных качеств личности, познавательного интереса, умения работать научно-популярной литературой по математике.
  6. Рассматривать вопросы использования математике в различных отраслях науки и техники.

Принципы организации внеклассной работы по математике очень значимы для педагога. Проведение внеклассной работы по математике осуществляется на основе общепедагогических принципов, а также тех, что являются основой развития личности.

Именно в проведении различных внеклассных мероприятий по математике учитель имеет наибольше возможностей раскрыть диалектический характер математики, показать источник возникновения и ее развития, остановиться на драматических страницах ее развития, когда прогресс добывался ценой настоящего героизма отдельных ученых. Те знания, которые ученик будет получать во внеурочное время, должны базироваться на достоверных, проверенных фактах науки. Они должны стать отдельными этапами ступеньками познания окружающей среды способами математики [4, с. 63].

Важным, также является соблюдение принципов добровольности, интереса, самодеятельности. Учитель не должен заставлять обучающихся принимать участие во внеклассной работе по математике и осуждать тех, кто в ней не принимает участие. Увлечь данным видом работы можно различными, но педагогическими способами. Придерживаясь принципа связи с жизнью, стимулирование обучающихся к участию во внеурочной работе по математике тем, что полученные знания умения и практические навыки будут необходимы им в будущем. Придерживаясь принципа заинтересованности, учитель должен раскрывать своеобразную красоту математики дать им возможность почувствовать радость познания, первых научных поисков и побед [11, с. 93].

Рассмотрим характеристика направлений внеклассной работы.

Существуют различные виды классификации внеклассной работы, которые весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Поскольку внеклассная работа по математике должна быть дифференцированной, направленной на удовлетворение интересов и запросов всех обучающихся, поэтому различают три направления внеклассной работы по математике с обучающимися:

- не достигшими обязательного уровня в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия);

- желающими приобрести дополнительные знания по определенной теме;

- работа с обучающимися, которые проявляют повышенный интерес к изучению математики (это традиционная внеклассная работа).

Говоря о том, что первое направление (дополнительные занятия) должно быть в каждой школе, вместе с тем повышение эффективности обучения математики на уроках должно приводить к снижению дополнительных занятий для отстающих. Однако в современных условиях, именно эта работа, требует от учителя математики определенного внимания с целью коррекции и профилактики пробелов в знаниях, умениях и навыков школьников.

Существующий опыт учителей математики говорит об эффективности своевременной ликвидации имеющихся у детей пробелов в знаниях по курсу математики. Работу с этими обучающимися лучше проводить индивидуально, так как пробелы в знаниях у детей различные. Кроме того, можно выделить темы, которые трудно усваивают большинство учеников, для таких детей целесообразно проводить групповые консультации. Задания для данной категории обучающихся должны быть посильными, по возможности иметь практический характер, вызывающий интерес, содержать подсказки, схемы и образец решения. Работая с этими детьми, необходимо помнить, любой балл, который им удается получить, необходимо, рассматривать как положительный результат [12, с. 145].

Цели второго вида внеклассной работы по математике для школьников, желающих приобрести дополнительные знания по определенной теме, могут быть очень разнообразны и зависеть от того, что интересно и что хотят узнать нового о математики обучающиеся. Это направление недостаточно освещается в методической литературе. Для данной категории можно предложить следующие виды деятельности:

- проверить работу над ошибками;

- дать возможность решить подобное задание из «Дидактических материалов»;

- проверить тестовую проверочную работу;

- предложить участие в исследовательском проекте;

Рассмотрим третье направление: работа с обучающимися, которые проявляют повышенный интерес к изучению математики. Эту работу можно разделить на массовую, групповую и индивидуальную. Каждый вид работы имеет свои преимущества и недостатки. Коллективная работа дает возможность привлекать к ней классные коллективы. В таких массовых мероприятиях легко организовать соревнования, но при этом невозможно обеспечить глубокое понимание сути предложенных математических зависимости и проконтролировать каждого участника.

Значительный результат дают групповые занятия, например, кружки и внеурочная деятельность.

В ходе проведения внеклассной работы необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. В 5-6 классах желательно рассматривать интересные вопросы теоретико-числового и геометрического материала. При этом необходимо помнить, что игра - не самоцель, а только один из дидактических приемов, который стимулирует познавательную активность. Игровой материал возбуждает внимание, вызывает определенные позитивные эмоцию, эпизодический интерес. Задача учителя – преобразовать этот интерес в стойкий и активный. Используя игровой материал, необходимо обратить внимание не на внешние факты, а на суть вопроса, развивать пытливость.

Традиционными и наиболее распространенными формами внеклассной работы по математике являются:

- математические кружки;

- математические КВН;

- математические викторины;

- математические турниры;

- математические эстафеты;

- математические олимпиады.

Третий этап наиболее ответственный, поскольку именно на этом этапе обучающиеся выходят на основной уровень самостоятельности. Учитель большое внимание уделяет организации самостоятельному изучению дополнительной научной литературы, научно-популярной и научно-математической, решению задач повышенной сложности, подготовке рефератов и сообщений по математике, творческому обсуждению докладов и сообщений, участие в конкурсах и олимпиадах.

На этом этапе учитель должен организовать обобщающие беседы по самостоятельно изученному материалу, систематизировать знания обучающихся, учить приемам обобщения, разбирать предложенные решения, показывать, как надо работать над задачей (разобрать все способы решения, обобщить их и т.д.). С помощью проблемных вопросов проводить дискуссии, делать выводы. Большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе с учениками: кому-то помочь в решении задачи при подготовке к олимпиаде, подобрать литературу для реферата.

Самостоятельная работа обучающихся на этом этапе носит поисково-исследовательский характер и требует творческих усилий [13, с. 81].

Желательно, чтобы усилия учителей, направленные на внеклассную работу, имели результаты в изучении математики. Главное обеспечить такую взаимосвязь между классными и внеклассными занятиями, что весь учебно- воспитательный процесс составлял единое целое, позволяющее повысить эффективное обучение, воспитание и развитие обучающихся.

Таким образом, под внеклассной работой по математике понимается добровольные систематические занятия с обучающимися во внеурочное время.

Математические кружки, КВН, викторины, турниры,  эстафеты,  олимпиады – распространенные формы внеклассной работы по математике в школе.

  1. Фарков, А. В. Внеклассная работа по математике: 5-11 класс / А. В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 286 с.
  2. Альхова, З. Н. Внеклассная работа по математике / З. Н. Альхова, А. В. Макеева - Саратов: Лицей, 2001. – 240 с.
  3. Горев, П. М. Уроки развивающей математики. 5-6 классы: Задачи математического кружка: Учебное пособие / П. М. Горев, В. В. Утёмов - Киров: МЦИТО, 2014 - 207 с.
  4. Адамович, Т. А. Настольная книга учителя математики: пособие для учителей / Т. А. Адамович, И. Г. Арефьева. - Минск: Сэрвит, 2009. - 111 с.
  5. Акулич, И. Ф. Задачи на засыпку и другие математические сюрпризы: пособие для учителей / И. Ф. Акулич. – Минск: Асар, 2001. – 208 с.
  6. Ананченко, К. О. Нестандартные формы проведения занятий по математике в общеобразовательной школе / К. О. Ананченко – Витебск: ВГУ, 1996. – 78 с.
  7. Барышникова, Н. В. Нестандартные уроки. Математика 5-11 классы / Н. В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  8. Власова, Т. Г. Предметная неделя математики в школе /Т. Г. Власова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 168 с.
  9. Волина, В. Праздник числа. Занимательная математика для детей/ В. Волина. – М.: Знание, 1993. – 336с.
  10. Гуцанович, С. А. Викторины по математике для 8-10 классов / С. А. Гуцанович, Н. К. Пещенко. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 96 с.
  11. Епишева, О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / О. Б. Епишева. - Тобольск: ТГПИ, 1997. - 191 с.
  12. Жук, А. И. Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе / А. И. Жук, К. В. Лавринович. – Минск: БГУ, 2000. - 260 с.
  13. Запотылок, О. А. Работа с одаренными детьми / О. А. Запотылок. – Минск: Красико-принт, 2006. – 176 с.
  14. Арефьева, И. Г. Игры, конкурсы, задания на уроках математики. 5-10 классы / И. Г. Арефьева, Е. М. Гунченко, О. В. Мазанник. – Минск: Аверсэв, 2007. – 96 с.
  15. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158с.
  16. Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 304с.
  17. Дуванова, В. С. Нетрадиционные формы обучения математики: сборник докладов областной научно-практической конференции / В. С. Дуванова, Н. И. Ковалевич. – Брест, 1998. – 285 с.
  18. Нечаев, М. П. Современный кабинет математики /М. П. Нечаев, Н. Л. Галеева. - М.: 5 за знания, 2006. - 208с.
  19. Пидкасисый, П. И. Педагогика: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608с.
  20. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
  21. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе / Н. М. Рогановский, Е. Н. Рогановская. - Могилев: МГУ, 2010. - 312 с.
  22. Сластенин, В. А. Общая педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 460 с.
  23. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии / Е. В. Советова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 285с.
  24. Столяренко, А. М. Общая педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское