Введение
Глава 1 Теоретическое изучение эмоционально-волевой сферы детей с легкой умственной отсталостью
1.1 Общая характеристика эмоционально-волевой сферы психики в научных исследованиях
1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы в онтогенезе
1.3 Специфика эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 класса с легкой умственной отсталостью
Глава 2 Практическая работа по изучению эмоционально-волевой сферы учащихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью
2.1 Методы диагностики эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 класса с легкой умственной отсталостью
2.2 Анализ исследования эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 класса с легкой умственной отсталостью
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями мы называем эмоциями. Простейшие эмоции – это удовольствие и неудовольствие. Их варианты представлены радостью, печалью, грустью, страхом, гневом ‒ это более сложные чувства.
Изучение специфики выражения эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью – вопрос, лежащий на стыке нескольких областей психологического знания: психологии эмоций, психологии состояний и специальной психологии (олигофренопсихологии). Без знания механизмов формирования эмоциональной сферы умственно отсталых детей, без учёта специфики эмоциональных проявлений школьников с лёгкой умственной отсталостью невозможно качественно выстроить и работу с ними. Следует отметить, что в настоящее время интеллектуальная деятельность и познавательные процессы умственно отсталых школьников изучены в специальной психологии более глубоко, чем эмоциональная сфера.
Цель данной работы – рассмотреть особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с легкой умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
- Дать характеристику эмоционально-волевой сферы психики в научных исследованиях.
- Изучить развитие эмоционально-волевой сферы в онтогенезе.
- Рассмотреть специфику эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 класса с легкой умственной отсталостью.
- Проанализировать методы диагностики эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 класса с легкой умственной отсталостью.
- Провести анализ исследования эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 класса с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования – понятие эмоционально-волевой сферы детей с легкой умственной отсталостью.
Объект исследования – развитие эмоционально-волевой сферы у учащихся с нарушением интеллекта в инклюзивном образовательном пространстве.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.
Практическое значение работы обуславливается систематизацией данных о состоянии и перспективах совершенствования объекта исследования.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М .: Наука, 2005. – 189 с.
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. //Пограничные нервно-психические расстройства. – М,: Медиздат, 1976. – 276 с.
- Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Питер, 2011 . – 20 с.
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Владос, 2009. – 289 с.
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение,2007. –234 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2001. - 340с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Генезис, 2008. – 112 с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М.: Питер, 2010. – 323 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2012. - 528с.
- Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. – М.: Наука, 2008. – 207с.
- Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, - 2008.
- Введение в психодиагностику //Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: ИЦ Академия, 2009. – 199с.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2011. – 425с.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 1999. –129 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вст. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб.: Сфера, 2014. – 37с.
- Немов Р. С. Психология. – М.: Гуманитар, 2010 – 651с.
- Немов Р. Психология. кн.2. Психология образования– М.: Гуманитар, 2010 – 506с.
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования. – М.: Владос, 2013. – 207с.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: «Флинта»: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 188 с.
- Петрова В.Г. Умственно отсталые дети. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 81с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М.: МГУ, 1992. – 224с.
- Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 2010. – 154 с.
- Психогимнастика в тренинге. Каталог. /под ред. Хрящевой Н. Ю. СПб.: Питер, 2012. – 35 с.
- Рогов Е. М. Настольная книга практического психолога. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 240с.
- Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение,2006. – 345с.
- Соловьева К.Е. Развитие эмоционально-волевой сферы у учащихся с нарушением интеллекта в инклюзивном образовательном пространстве // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 24.02.2019)
- Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2012. – 104с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Генезис, 1993. – 350 с.
- Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432с.