ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования
1.2. Содержание и основные элементы российской системы образования
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении
2.2. Статистические показатели качества результатов обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.
Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.
Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях. Осуществлению этой важной задачи призван способствовать Единый Государственный Экзамен.
Объект исследования – система оценивания качества образования.
Предмет исследования – Единый Государственный Экзамен в системе оценивания качества образования в начальной школе по ФГОС.
Цель исследования – исследовать статистические показатели качества результатов обучения.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
Рассмотреть вопросы правового регулирования в сфере образования;
Исследовать основные элементы российской системы образования;
Рассмотреть понятие качества образования в общеобразовательном учреждении;
Изучить технологию оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения;
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы предполагается использовать методы теоретического анализа (изучение и систематизация психолого-педагогической, методической и научной литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий, методических материалов; изучение и обобщение педагогического опыта).
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования
Повышение эффективности и качества образования является одним из базовых направлений реализации государственной политики, закрепленным в государственной программе «Развитие образования».
Анализ условий реформирования образования в России свидетельствует о необходимости упорядочения, прежде всего, системы нормативно-правового регулирования образовательной деятельности и реализации государством политики в области образования.
Формирование российской правовой концепции образования основывается на необходимости гармонизации публичных и частных интересов. В условиях демократизации российского общества государство постепенно оставляет свои позиции более совершенным формам общественных отношений, основанным, в том числе на активном взаимодействии власти и общества. Вместе с тем, поиск разумного баланса между автономией и демократией является основной задачей, которую предстоит решать на современном этапе государственного строительства в России. Не лишена этой проблемы и сфера образования, традиционно опирающаяся на силу и авторитет государства и общественных потребностей.
Вместе с тем, образование, хотя и регулирует в значительной степени общечеловеческие потребности, но оно, несмотря на интеграцию и глобализацию, имеет национальные черты, глубоко укоренившиеся традиции и особенности. Поэтому либеральная модель в регулировании образования на современном этапе не может определять принципы государственной политики, оставаясь одной из функций государства.
Этапы развития законодательства об образовании во всех странах совпадают с этапами развития государственной политики в этой области, начиная от выработки основных (декларативных) положений народного образования, принятия закона об образовании и заканчивая реализацией государственных программ развития образования и национальных доктрин образования. Помимо правовой основы образовательной политики государства, важную роль играют идеологическая и организационная ее основы, непосредственно определяющие цели, задачи, содержание образовательной политики государства, средства и способы ее реализации.
Необходимо отметить, что уже в первых нормативных актах новой России указывалось на приоритет развития системы образования в России. Так, в преамбуле Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 года №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» говорится об исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 стал правовой основой законодательства об образовании на начальном этапе, особенно в период кризисного состояния страны, имел позитивный эффект для становления и поддержания системы образования. Важную роль в реформировании системы образования сыграла Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440), провозглашавшая одним из условий перехода России к устойчивому развитию формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.