Курсовая работа|Педагогика

Занятия для снятия утомления у школьников младшего возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 34

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты занятий для снятия утомления у школьников младшего возраста

1.1 Особенности организма ребёнка в младшем школьном возрасте

1.2 Понятие об утомлении

1.3 Необходимость проведения физкультминуток в начальной школе

Глава 2. Исследование влияния физкультминуток на снятие утомления школьников младшего возраста

2.1 Описание исследования

2.2 Результаты исследования

2.3 Рекомендации по результатам исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

Актуальность проблемы. В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Показателями хорошего состояния здоровья человека являются:

1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;

2) способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;

3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов».

Умственное развитие ребенка и его здоровье обязаны быть комплементарными и взаимодополняющими пластами в системе формирования целостной личности. Одно из условий здоровья личности – это успешность в ее деятельности, в данном примере – это деятельность детей в школе. В большей части случаев, хорошая успеваемость и активные позиции являются посредниками благополучного состояния детей. Способность выявить в себе творческий потенциал и развивать индивидуальные способности – это главный критерий для обеспечения благоприятных условий.

Особенно важно организовать здоровьесберегающий режим в образовательном процессе. Школа должна решать одну из важнейших задач  – создание условий, которые должны способствовать формированию и укреплению здоровья учащихся. Главный способ реализации данной задачи - организация здорового образа жизни.

У детей, исходя из анатомических и физиологических свойств организма, утомление наступает быстрее, часто даже от малоактивной деятельности (к примеру, когда ребенок сидит в школе за партой). Сбитый режим дня, однотипные занятия, избыточные развлечения равным образом скоро приводят к утомлению. При увеличенных нагрузках (обучение в нескольких школах, занятие в ряде кружков и т. д.) утомление свободно перетекает у детей в переутомление. У детей признаки утомления чаще всего выражаются в отклонении правил поведения, а именно в неусидчивости, невнимательности, разговорах на уроках, нарушении дисциплины. При всем этом верно оценить их состояние бывает трудно, так как у детей отсутствуют какие-либо жалобы. Во многих случаях, а особенно в случае перенесения заболеваний, дети делаются апатичными, медлительными, пассивными. Они чувствуют слабость, разбитость, у них начинает болеть голова от умственного напряжения.

Роль движения для развития психики чрезвычайно велика. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и словарным запасом, развитием речи, мышлением. Ограничение движений приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения, к расстройствам функций центральной нервной системы и внутренних органов, понижению эмоционального тонуса, снижение адаптивных возможностей организма, снижению иммунитета и, как следствие, к частым заболеваниям. Поэтому так важно проводить физкультминутки через каждые 20 минут урока.

В связи с ухудшением состояния здоровья у детей за последние годы охрана и укрепление здоровья детей и подростков являются одним из приоритетных направлений в деятельности школы и системы образования России в целом. Поэтому данная тема не теряет своей актуальности.

Цель данной работы – изучить основные аспекты занятий для снятия утомления у школьников младшего возраста.

Цель работы предопределила круг задач, которые необходимо решить для её достижения:

- рассмотреть особенности организма ребёнка в младшем школьном возрасте;

- изучить понятие об утомлении;

- определить необходимость проведения физкультминуток в начальной школе;

- провести исследование, направленное на изучение влияния физкультминуток на снятие утомления в начальной школе;

- проанализировать результаты исследования;

- предложить рекомендации по результатам исследования.

Объектом данной работы являются занятия для снятия утомления у младших школьников, предметом данной работы является влияние физкультминуток на снятие утомление у школьников младшего возраста.

Методы исследования – анализ, синтез, изучение специальной педагогической и медицинской литературы, эмпирический (экперимент).

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты занятий для снятия утомления у школьников младшего возраста

1.1 Особенности организма ребёнка в младшем школьном возрасте

Физическое развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке онтогенеза.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма:

  • чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;
  • процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;
  • в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Анатомия и физиология ребёнка очень отличается от анатомии и физиологии взрослого человека. Нельзя сказать, что ребёнок – это уменьшенная копия взрослого. Ребёнок – это своя, сложная система, и все процессы, протекающие в ней, являются закономерностью, свойственной возрастному этапу, который на данный момент проходит ребёнок.

Младший школьный возраст (7-10 лет) – это период, являющийся наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств. Суточная норма двигательной активности в этот возрастной период должна составлять 15-20 тысяч локомоций при продолжительности двигательного компонента 4-5 ч в течение суток. Позвоночник в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов – грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к седьмому году, поясничный к двенадцатому. Для детей младшего школьного возраста характерны: большая напряженность функций кислородно-транспортной системы, ограничение её резерва при физических нагрузках, менее экономичное расходование энергетического потенциала. У них так же ниже способность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга. В период 7-10 лет организм ребенка интенсивно растет и развивается. Длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки плавно увеличивается [4, c.67].

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. - М.: Медицина, 1982. - 176с.
  2. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Агаджанян Н.А. - М., Высш. шк., 1986. - 351 с.
  3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 416 с.
  4. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. 236 с.
  5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности "Физ. культура и спорт" – М.: Academia, 2003. - 288 с.
  6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Издательство Московского университета, 1989.
  7. Дичев Р.Р., Гасаров К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М.: Медицина 1976.
  8. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. – Красноярск: КГУ, 1990. – 81 с.
  9. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. – Ростов-на-Дону, 2009.
  10. Москаленко А.В. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
  11. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебник вузов. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 444 с.
  12. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год.
  13. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 264 с.
  14. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 264 с.
  15. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.
  16. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
  17. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
  18. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
  19. Зубкова В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели. // В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: 1975.
  20. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М.: Владос, 2000.
  21. Карпенко А.Н. Краткий психологический словарь /В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1985, с. 204, 361.
  22. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
  23. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Минск: Народная асвета, 1996. – 144 с.
  24. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского возраста. М.: Просвещение, 1986.
  25. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск,1980 год
  26. Морфология человека. Под ред. Никитюка Б.А., Чтецова В.П. - М., Изд. МГУ, 1990. - с. 252-298.
  27. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьников. М.: Просвещение, 1964, с. 230.
  28. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учеб. пособие для студентов вузов физич. культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 184 с.
  29. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.
  30. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001, 519 с.
  31. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник. М.: Изд. 2-е, испр. и доп. - Олимпия Пресс, 2005, 528 с.
  32. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Коца Л.М. М.: Физкультура и спорт, 1986, 240 с.
  33. Стальков Е., Панин В. Валеология. – Янтарный сказ, 2001.
  34. Физиология развития ребенка. Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. М., Педагогика, 1983.
  35. Фомина Н. И. Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы [Текст] / Н. И. Фомина, А. Ю. Фигурова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 224-227.
  36. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. - М., Просвещения, 1975.
  37. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., Просвещения, 1990.
  38. Чумаков Б.Н. Валеология. - М., 1997.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское