Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты занятий для снятия утомления у школьников младшего возраста
1.1 Особенности организма ребёнка в младшем школьном возрасте
1.2 Понятие об утомлении
1.3 Необходимость проведения физкультминуток в начальной школе
Глава 2. Исследование влияния физкультминуток на снятие утомления школьников младшего возраста
2.1 Описание исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по результатам исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность проблемы. В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Показателями хорошего состояния здоровья человека являются:
1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;
2) способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;
3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов».
Умственное развитие ребенка и его здоровье обязаны быть комплементарными и взаимодополняющими пластами в системе формирования целостной личности. Одно из условий здоровья личности – это успешность в ее деятельности, в данном примере – это деятельность детей в школе. В большей части случаев, хорошая успеваемость и активные позиции являются посредниками благополучного состояния детей. Способность выявить в себе творческий потенциал и развивать индивидуальные способности – это главный критерий для обеспечения благоприятных условий.
Особенно важно организовать здоровьесберегающий режим в образовательном процессе. Школа должна решать одну из важнейших задач – создание условий, которые должны способствовать формированию и укреплению здоровья учащихся. Главный способ реализации данной задачи - организация здорового образа жизни.
У детей, исходя из анатомических и физиологических свойств организма, утомление наступает быстрее, часто даже от малоактивной деятельности (к примеру, когда ребенок сидит в школе за партой). Сбитый режим дня, однотипные занятия, избыточные развлечения равным образом скоро приводят к утомлению. При увеличенных нагрузках (обучение в нескольких школах, занятие в ряде кружков и т. д.) утомление свободно перетекает у детей в переутомление. У детей признаки утомления чаще всего выражаются в отклонении правил поведения, а именно в неусидчивости, невнимательности, разговорах на уроках, нарушении дисциплины. При всем этом верно оценить их состояние бывает трудно, так как у детей отсутствуют какие-либо жалобы. Во многих случаях, а особенно в случае перенесения заболеваний, дети делаются апатичными, медлительными, пассивными. Они чувствуют слабость, разбитость, у них начинает болеть голова от умственного напряжения.
Роль движения для развития психики чрезвычайно велика. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и словарным запасом, развитием речи, мышлением. Ограничение движений приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения, к расстройствам функций центральной нервной системы и внутренних органов, понижению эмоционального тонуса, снижение адаптивных возможностей организма, снижению иммунитета и, как следствие, к частым заболеваниям. Поэтому так важно проводить физкультминутки через каждые 20 минут урока.
В связи с ухудшением состояния здоровья у детей за последние годы охрана и укрепление здоровья детей и подростков являются одним из приоритетных направлений в деятельности школы и системы образования России в целом. Поэтому данная тема не теряет своей актуальности.
Цель данной работы – изучить основные аспекты занятий для снятия утомления у школьников младшего возраста.
Цель работы предопределила круг задач, которые необходимо решить для её достижения:
- рассмотреть особенности организма ребёнка в младшем школьном возрасте;
- изучить понятие об утомлении;
- определить необходимость проведения физкультминуток в начальной школе;
- провести исследование, направленное на изучение влияния физкультминуток на снятие утомления в начальной школе;
- проанализировать результаты исследования;
- предложить рекомендации по результатам исследования.
Объектом данной работы являются занятия для снятия утомления у младших школьников, предметом данной работы является влияние физкультминуток на снятие утомление у школьников младшего возраста.
Методы исследования – анализ, синтез, изучение специальной педагогической и медицинской литературы, эмпирический (экперимент).
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты занятий для снятия утомления у школьников младшего возраста
1.1 Особенности организма ребёнка в младшем школьном возрасте
Физическое развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке онтогенеза.
Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма:
- чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;
- процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;
- в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.
Анатомия и физиология ребёнка очень отличается от анатомии и физиологии взрослого человека. Нельзя сказать, что ребёнок – это уменьшенная копия взрослого. Ребёнок – это своя, сложная система, и все процессы, протекающие в ней, являются закономерностью, свойственной возрастному этапу, который на данный момент проходит ребёнок.
Младший школьный возраст (7-10 лет) – это период, являющийся наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств. Суточная норма двигательной активности в этот возрастной период должна составлять 15-20 тысяч локомоций при продолжительности двигательного компонента 4-5 ч в течение суток. Позвоночник в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов – грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к седьмому году, поясничный к двенадцатому. Для детей младшего школьного возраста характерны: большая напряженность функций кислородно-транспортной системы, ограничение её резерва при физических нагрузках, менее экономичное расходование энергетического потенциала. У них так же ниже способность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга. В период 7-10 лет организм ребенка интенсивно растет и развивается. Длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки плавно увеличивается [4, c.67].