Воспитание при помощи искусства, вовлечения в творческий процесс, в частности, изобразительный, знакомство с художественной деятельностью и творчеством художников – важная часть общего образования. Человек не должен остаться равнодушным к искусству, поэтому приобщение к нему должно происходить с самого детства.
Отличительная черта детей младшего школьного возраста, как и старшего дошкольного – особая эмоциональность в восприятии окружающего мира, его предметов и явлений, произведений искусства, в частности, изобразительного. Ребенок открывает мир как полное красок целое, неделимую картину мира.
Учитывая это, взрослым, окружающим ребенка – родителям, педагогам, необходимо объединить усилия и создать благоприятные условия для знакомства ребенка с миром искусства как продолжение дошкольного эстетического воспитания.
В воспитании и обучении детей младшего школьного возраста существует несколько задач, и одна из главных – это обучение передавать свои наблюдения, впечатления об окружающем мире и его явлениях при помощи художественно-выразительных средств. Эффективным средством художественного выражения является изобразительное искусство – лепка, рисование, различные техники рукоделия. А знакомство с произведениями искусства, в частности декоративно-прикладного, способствует обогащению фантазии, запуску процесса творческого воображения, развитию содержательной стороны детских работ, помогает детям понять, как можно выразить то или иное впечатление или отношение к внешнему миру.
Современному педагогу необходимо знать, как правильно оказать педагогическую поддержку ребенку, чтобы формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста было более эффективным. Какие методы в работе педагога являются наиболее актуальными в данной проблеме. Как создать условия в школе для развития художественного восприятия детей средствами изобразительного искусства и другими современными технологиями изобразительного творчества.
Художественное восприятие - сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Еще в дошкольном возрасте восприятие - это ведущий познавательный процесс, который выполняет множественную функцию в познавательной деятельности, в младшем школьном возрасте этот процесс необходимо продолжить. Учитывая разнообразную творческую деятельность ребенка в течение всего дошкольного периода, активно развивается и процесс восприятия. Если восприятие не получило должного развития, то все связанные с ним процессы будут впоследствии отставать в развитии.
Активное развитие художественного восприятия формируется при близком знакомстве с произведениями изобразительного искусства. Здесь развивается способность понимать, узнавать, делать выводы на основе увиденного. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окраска, ярко выраженное отношение к происходящему.
Таким образом, художественное восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, как способность, появляющаяся в результате развития общей способности к восприятию.
Почему в контексте данной работы предложено знакомство младших школьников с изобразительным искусством именно через декоративно-прикладное искусство? В.А.Сухомлинский писал: «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На уроках декоративно-прикладного искусства, как искусства, прежде всего, народного, широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно – творческой активности.
Художественно-творческие способности являются важным компонентом, составляющей личности человека, поэтому их развитие способствует развитию личности в целом. Выдающиеся педагоги-психологи, такие как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и другие ученые-исследователи считают, что основой художественно-творческих способностей являются способности общие. Если ребенок уже способен анализировать и сравнивать, наблюдать и обобщать, значит, у него уже достаточно развит интеллект, и он может быть одарен в какой-либо сфере деятельности, творчестве, спорте, социальной и так далее. Так как творчество – это высокая способность к созданию новых идей и их воплощению в действительность.
Исходя из обобщенного анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Актуальность исследования состоит в том, что методика преподавания ИЗО в начальной школе – достаточно востребованная тема. Предложенные и используемые методики удачны и охватывают широкий спектр ИЗО, включая и декоративно-прикладное творчество. Тем не менее, мало внимания уделено мировой живописи, также и мировым направлениям декоративно-прикладного искусства.
Цели исследования – определить особенности развития творческой активности младших школьников средствами изобразительной деятельности, предложить собственную методическую разработку программы для детей заданного возраста.
Объект исследования – процессы развития творческого воображения и раскрытия творческих способностей ребенка 7-9 лет в изобразительной деятельности.
Предмет исследования – школьные уроки ИЗО как средство развития творческих способностей.
Экспериментальная база – учащиеся начальной школы: 3 урока по 45 минут.
Задачи: Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:
- Проанализировать теоретическую основу вопроса развития детского творчества, отраженную в научных трудах.
- Изучить процессы и особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
- Изучить имеющиеся методики знакомства с изобразительной деятельностью, условия их возникновения и реализации.
- Предложить собственную разработку методического материала по заданной теме.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной, методической литературы, наблюдение продуктивности детской изобразительной деятельности, посещение школьных уроков ИЗО. При анализе литературных источников применен метод обобщения.
Глава I. Изобразительная деятельность как метод развития творческих способностей
1.1. Понятия творчество и творческие способности.
Понятие творческие способности обычно отождествляются со способностями к какому-либо виду художественной деятельности – способности рисовать, сочинять, танцевать и так далее. Какое определение можно дать этим способностям человеческой личности?
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью – от глагола творить, сотворить, то есть создать, мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым понятиям и знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Поведение и деятельность человека в любой области делиться по своей сути на два вида – репродуктивная, то есть воспроизводящая деятельность, и творческая, созидательная деятельность. Репродуктивная деятельность напрямую связана с памятью человека и заключается в том, что человек воспроизводит ранее созданные, наработанные приемы действий.
Творческая деятельность – напротив, не воспроизводит уже созданное, а создает новые образы или действия. И в основе этого действия лежат именно творческие способности.
Таким образом, творческие способности можно определить как индивидуальные особенности личности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, об организационных творческих способностях, как и в других областях человеческой деятельности.
В данной работе будет рассмотрена проблема развития художественных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления художественных видов творческой деятельности, в частности, декоративно-прикладного творчества в младшем школьном возрасте.