Введение
1.Педагог как субъект образовательного процесса
1.1.Особенности и критерии работы педагога дополнительного образования
1.2.Профессиональные личностные качества педагога дополнительного образования детей
2. Инновации в образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, осуществляющих дополнительные образовательные программы различных видов. К его задачам следует отнести: развитие талантов и творческих способностей школьников, раскрытие их внутренних способностей, включение их в художественную, техническую, спортивную или другую деятельность, оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей. Дополнительное образование – сфера образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
В нашей стране на сегодняшний день существует немало проблем, связанных с реформой образования. Но все больше внимание уделяется развитию дополнительного образования детей, меняется понимание значения образования. Образование все чаще рассматривается не только как процесс получения знаний, но и как сфера, в которой закладываются основы будущего, формируются необходимые навыки, которые помогают подрастающему поколению быстро и эффективно решать стоящие перед ними задачи. Общество нуждается в социально подготовленных и морально стабильных личностях, умеющих справляться с возникающими трудностями. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей.
Актуальность данного исследования заключается в том, что последнее время выдвигаются высокие требования к педагогам дополнительного образования детей, что не соответствует результатам дополнительного образования. Необходимость изменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определяется рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании - взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей.
Объект исследования: развитие личности педагога дополнительного образования.
Предмет исследования: педагог как субъект образовательного процесса, его статус и функции.
Цель исследования: изучение системы дополнительного образования детей для выявления их социальной и педагогической значимости.
Образовательные учреждения дополнительного образования детей – это особый вид образовательных учреждений, основная задача которых - развитие потребности личности к развитию и творчеству. Основная функция данных учреждений - обеспечение необходимых условий для личностного роста и развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения и социализации в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования. Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребёнка, которому дано право выбора: выбора педагога, выбора вида творческой или социальной деятельности, выбора коллектива и режима занятий. Таким образом, ребенок не чувствует себя ограниченным, поставленным в какие-то стандартные рамки, имеет возможность во всей мере проявить себя творчески, раскрыть весь свой внутренний потенциал, сделать акцент на более сильных своих сторонах. При всем при этом нет необходимости выставления нормативной оценки. Т.е. в основе данного обучения – личностное развитие ребенка, раскрытие всех его потенциалов. Нет сравнительного момента в данном подходе, ребенка не подгоняют под стандарты, не сравнивают уровень его развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования. Немаловажную роль в процессе дополнительного образования играет педагог. Именно от него зависит успех образовательного процесса в целом.
1.Педагог как субъект образовательного процесса
1.1. Особенности и критерии работы педагога дополнительного образования
В настоящее время все больше внимания уделяется переосмыслению целей и значимости внешкольного воспитания и внешкольной работы. Повышение статуса дополнительного образование и пристальное внимание к данному процессу не оставляет без внимания тот факт, что именно дополнительное образование способствует полноценному развитию личности ребенка. Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу.
Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе. Но не следует забывать о том, что важную роль в данном процессе играет личность, профессиональные качества и творческий подход к делу педагога дополнительного образования. Функции педагога дополнительного образования:
- образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний и умений;
- воспитательная – формирование культурной среды в учебном заведении, культурное обогащение воспитанников; адаптация детей к жизни в социуме, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- креативная – воссоздание необходимой среды для реализации индивидуальных творческих интересов личности, раскрытия скрытых талантов и способностей детей, стимулирует их к творчеству, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному саморазвитию;
- компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- профориентационная – формирование у детей навыков самообучения, самовоспитания, раскрытие способностей к социально значимым видам деятельности, определение жизненной позиции ребенка и его взгляд на свою будущую жизнь, построение планов, включая предпрофессиональную ориентацию, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- функция социализации – освоение социального опыта ребенком, приобретение необходимых навыков для возможности реализовать себя в обществе, приобретение личностных качеств, необходимых для жизни;
- функция психологического сопровождения - создание условий для личностного роста ребенка, возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества, ориентировано на оптимальное достижение конечных результатов;
- функция самореализации – создание необходимых условий для самоопределения ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, саморазвитие личности;
- рекреационная - организация досуга детей, сочетание с различными формами образовательного процесса, выбор индивидуального подхода к каждому ученику;
- интегрирующая - объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности;
1.Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1997. - 21с.
2.Антонова Н.А. Дополнительное образование как социологическая проблема: автореф. дис. .канд. философ, наук. Екатеринбург, 1998. - 19 с.
3.Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А.Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
4.Бруднов, А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию / А. К. Бруднов // Внешкольник.-1996.-№ 31.- С.2.
5.Бужовский А.Ю. Функционирование учреждений внешкольного образования в социально-экономических условиях современной России: автореф. дис. . канд. пед. наук Тула. 2001. - 22 с.
6.Валеева М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 1999. -22с.
7.Верба И.А. Внешкольная работа /И.А.Верба // Дополнительное образование. 2000. - № 7-8.
8.Горский В.А., Журкина А.Я. и др. Система дополнительного образования детей. Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО /В.А. Горский, А.Я. Журкина // Дополнительное образование. 1999. - №3-4. - С. 6-14.
9. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 с.
10. Иваненко, И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И. Н. Иваненко //Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23.
11. Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции 5-6 сентября 2010 года. - Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. - 487 с.
12. Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь: для студ. высш и сред. Пед.учеб. завед. - М.: изд. Центр «Академия», 2000-176с.
13. Словарь лингвистических терминов./Сост. О.С.Ахманова.-М.: Советская энциклопедия, 1969