Введение
1 Теоретико-методологические основы стратегического управления инновационного развития
1.1 История развития стратегического управления
1.2 Основные подходы к стратегическому управлению
2 Направления инновационного развития и методы их реализации
2.1 Цели и задачи инновационного развития
2.2 Меры по реализации и проблемы, связанные с инновационным развитием
3 Разработка стратегического плана инновационного развития
3.1 Стратегическое планирование как основа стратегического управления инновационного развития страны
3.2 Основные этапы стратегического управления инновационным развитием
Заключение
Список использованной литературы
На сегодняшний день переход к инновационно-ориентированной экономике является основной мировой тенденцией, которая направлена на формирование стабильного экономического развития и основывается на интеллектуальных ресурсах, новых технологиях, что порождает повышение важности управления инновационными процессами в стране. Стратегическое управление становится одним из основных инструментов инновационного развития и должно базироваться на принципах избирательности целей, мультипликативности, ограниченности ресурсов, учета специфики региона и пр.
Разработка и реализация стратегии инновационного развития необходимо для решения задач интенсификации и модернизации производства, роста уровня конкурентоспособности, ориентации экономики на экспорт, укрепления позиций региона в масштабах мира и страны, решения социальных и экономических проблем.
Актуальность темы работы обусловлена недостаточной проработанностью различных аспектов применения стратегического управления инновационного развития. Учитывая высокую теоретическую и практическую значимость данной темы необходимо более тщательное изучение вопросов, связанных с совершенствованием инновационного потенциала страны и поиском эффективных методик его оценки, взаимодействия участников инновационного процесса, разработки мероприятий по реализации стратегических приоритетов инновационного развития.
С точки зрения развития страны на базе инновационной идеологии, исторических традиций, конкурентных преимуществ, необходима разработка практического инструментария стратегического управления инновационного развития.
Обеспечение высокого и стабильного уровня благосостояния, улучшения качества жизни населения, рост конкурентоспособности страны невозможно без формирования инновационной модели экономического развития. Переориентация экономики страны в инновационную модель развития — довольно длительный и трудоемкий процесс, предполагающий совокупность целенаправленных мероприятий, направленных на активацию инновационных процессов, координацию преобразований ресурсов, сроков и этапов, объединенных в единую стратегию.
По причине отсутствия общей концепции и моделей инновационного развития формирование инновационной экономики страны происходит на фоне усиления социально-экономических диспропорций. На сегодняшний день заметно увеличение числа регионов, которые значительно отстают в своем экономическом развитии от среднероссийских показателей по темпам роста.
В таких условиях разработка стратегии инновационного развития становится обязательным условием дальнейших эффективных преобразований и развития интеграционных процессов. Проблема формирования данной стратегии обуславливает важность анализа текущего состояния методов стратегического планирования на предмет их соответствия потребностям инновационно-ориентированного развития страны.
Действующая система стратегического управления социально-экономического развития страны несовершенна: в ней отсутствует взаимосвязь стратегического управления экономического и инновационного развития, а также не используются прогнозы регионального инновационного развития. Применяемые плановые показатели не дают комплексной оценки инновационным процессам и состояния инновационных систем.
Методы управления и планирования социально-экономического развития страны, используемые на данный момент, показывают свою неэффективность в условиях перехода к инновационной модели и обуславливают необходимость совершенствования методологии стратегического управления.
Целью данной работы является исследование и разработка комплекса мероприятий по модернизации стратегического управления инновационной деятельностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «стратегия инновационного развития» и рассмотреть основные принципы стратегического управления инновационного развития;
- изучить методику оценки инновационного потенциала;
- провести анализ основных социально-экономических закономерностей развития страны, которые оказывают воздействие на инновационную деятельность;
- определить взаимосвязь показателей валового внутреннего продукта и инновационного потенциала;
- разработать перечень мероприятий для реализации стратегического управления инновационного развития страны.
Объект исследования — стратегическое управление инновационным развитием.
Предмет исследования — экономические и управленческие механизмы совершенствования стратегического управления инновационного развития.
Теоретической основой данного исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные стратегическому управлению инновационного развития, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации по проблемам социально-экономической и инновационной политики.
1 Теоретико-методологические основы стратегического управления инновационного развития
1.1 История развития стратегического управления
Международная практика показывает, что при рыночной экономике заметна тенденция усиления взаимодействия государственного управления и механизмов рыночного саморегулирования. Важной задачей управления экономикой в таких условиях становится обеспечение устойчивого инновационного развития.
По причине того, что основной функцией управления является планирование, разработка системы планирования стратегического управления становится актуальной задачей.
Стратегическое управление становится необходимым по мере развития общественно-государственной и муниципальной собственности. На основе исторических данных можно сделать вывод о том, что СССР стал первым государством, где идея о возможности планомерного управления народным хозяйством, предложенная К.Марксом, была реализована на практике.
Для организации планового руководства в 1917 году в СССР был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), а в 1920 году — Государственная комиссия по электрификации, на основе которой в следующем году был организован Госплан (общегосударственная плановая комиссия).
Формирование и развитие методов управления, планирования и прогнозирования на внешнеэкономическом уровне в России началось в 20-х годах ХХ века.
Основными вопросами стратегического управления и планирования были следующие:
- подходы к планированию. Некоторые ученые рассматривали в качестве отправного пункта методологии планирования генетические и телеологические начала создания плана. Генетический подход основывается на объективных условиях, анализе опыта других стран и экстраполяции на будущее. В рамках планирования это означало направленность на научное предвидение на основе прошлого опыта, не учитывающее потребности общества и текущих условий. Теологический подход предполагает целевое построение преобразований;
- в методологии планирования на протяжении длительного времени оставался спорным вопрос о пропорциях объективного и субъективного начала в разработке плана. Некоторые ученые считали, что процесс выбора цели зависит от субъективной позиции определенного специалиста или государственного чиновника. Данный факт отодвигал объективные условия на второй план и делал проблематичной целевую установку плана. Данная проблема привела к возникновению бюрократического стиля управления экономикой;
- внимание ученых того времени было сфокусировано на реальности планов, их соответствии имеющимся возможностям.
Главной целью стратегического управления является постоянное улучшение качества жизни всех граждан государства. Эта цель обычно конкретизируется, что предполагает указание на основные пути ее достижения, поддержки экономики, создания рабочих мест, развития рынка и т.д.
Особенностью первых планов стал необязательный характер их выполнения. Лишь с 30-х годов они стали строго обязательными и приобрели характер директив. Стал расширяться перечень объектов планирования и соответствующих показателей. Вместе с планированием развития экономики внимание уделялось планированию социально-экономического развития, а позже и планированию охраны окружающей среды.
Важный вклад в развитие инструментария стратегического управления и планирования был внесен отечественными учеными В.В. Леонтьевым, В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем и Н.П. Федоренко. В качестве основного метода планирования стал использоваться балансовый метод, а позже — проблемно-комплексный и территориально-комплексный. В конце 70-х годов в СССР на первый план вышли методы оптимизации, на основе которых были разработаны экономико-математические модели эффективного функционирования экономики и отраслевого планирования.
Одним из важных этапов стало принятие постановления «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» в 1979 году. Согласно данному документу предусматривалось усиление роли среднесрочных планов.
В следующем постановлении 1987 года был определен ряд мер, направленных на повышение научной обоснованности планов и переход к экономическим методам планирования. При этом важную роль играла разработка концепции социально-экономического развития страны на долгосрочный период, в которой определялись приоритеты развития экономики, а также направления инвестиционной политики, научно-технического прогресса и социальной политики. Предполагалась также разработка годовых и пятилетних планов и сокращение перечня показателей.
Однако, не смотря на свою научную обоснованность, данные подходы не были реализованы на практике. Реформы экономики 90-х годов породили множество неверных экономических суждений о развитии экономики страны. В частности произошел отказ от методов планового регулирования в пользу методов рыночной экономики.