Введение
1. Роль экологического образования в системе географической подготовки школьников
2. Особенности организации экологического образования в рамках изучения географии
3. План-конспект урока на тему «Леса и лесные ресурсы России»
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования вызвана тем, что в условиях современного общества все большее значение приобретает формирование личности, обладающей высокой духовной, нравственной и экологической культурой. В условиях растущей техногенной опасности все более осознается «экологическая недостаточность» общего среднего образования.
Несмотря на отдельные успехи в области экологического образования, следует согласиться с мнением С.А. Степанова о том, что «... состояние общего среднего образования в стране нс соответствует стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию общества, его национальной безопасности. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа снижает уровень подготовки учащихся по ряду предметов, особенно в интегративных областях знаний. В определенной мере это связано с отсутствием возможности для обобщения в старших классах средней (полной) школы полученных знаний о природе, обществе, человеке и результатах их взаимодействия, что не обеспечивает у молодежи целостного миропонимания» [25, с. 12].
География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, который формирует социально-ответственное поведение в окружающем мире. Именно она способна вобрать в себя знания из всех других учебных дисциплин, и формировать представление о многообразии мира, о взаимосвязях его составляющих и, в конечном счете, формировать целостное мировоззрение. В тоже время рассмотрение географических аспектов единства природы и человека автоматически приводит нас к экологии.
Цель работы: определить возможности реализации экологического образования личности на примере изучения темы «Леса и лесные ресурсы России» на уроках географии.
Объект исследования: особенности экологического образования в системе географической подготовки школьников.
Предмет исследования: экологическое образование при изучении темы «Леса и лесные ресурсы России» на уроках географии.
Задачи:
1) выявить роль экологического образования в системе географической подготовки школьников;
2) определить особенности организации экологического образования в рамках изучения географии;
3) разработать план-конспект урока на тему «Леса и лесные ресурсы России».
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация;
2) эмпирические: педагогическое проектирование.
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №2. – Ст. 133.
2. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р) [Электронный ресурс] // Некоммерческого партнерства «Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде» – Режим доступа: http://www.unepcom.ru/publications/eco-doctrina
3. Аргунова М.В. Социально-педагогические аспекты формирования экологической грамотности / М.В. Аргунова, Д.С. Ермаков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 748.
4. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2016. – 336 с.
5. Бойченко Ю.А. Проектная деятельность как элемент экологического образования в школьной географии / Ю.А. Бойченко, О.П. Лукашова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 221-227.
6. Ваганов М.Г. Развитие фундаментальных естественно-научных понятий и их преемственность в экологическом образовании школьников на уроках географии / М.Г. Ваганов, С.В. Сосненко // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2015. – № 2. – С. 101-107.
7. Галкина Е.А. Дидактические основы понятия о естественнонаучной грамотности личности обучающихся / Е.А. Галкина, А.В. Лукина // Астраханский вестник экологического образования. – 2014. – № 4 (30). – С. 46-48.
8. Гамова Л.Г. Формирование экологической грамотности у студентов классического университета / Л.Г. Гамова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – № 4. – С. 14-21.
9. Гершунский Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – 432 с.
10. Головских Д.С. Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования / Д.С. Головский // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 626-632.
11. Гринечко Е.Д. Современные тенденции формирования экологической компетентности старших подростков в педагогической теории и практике / Е.Д. Гринечко // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №1. – С. 88-93.
12. Дзятковская Е.Н. Культурологический подход к общему экологическому образованию / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный // Педагогика. – 2009. – № 9. – С. 26-29.
13. Ефремов К. Экологическое образование в школе: о проблеме дефицита времени, средств и внимания / К. Ефремов // Народное образование. – 2002. – №6. – С. 102-111.
14. Зуева Н. К. Экологическое образование в курсе географии средней школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 179-182.
15. Ипполитова Н.В. Система формирования экологической грамотности учащихся общеобразовательной школы / Н.В. Ипполитова, С.П. Петрушкина // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 2 (40). – С. 124-128.
16. Клепинина З.А. Развитие экологической грамотности учащихся / З.А. Клепинина // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 93-97.
17. Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности и экологической культуры у студентов и младших школьников / Е.С. Кузнецова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 257-265.
18. Магомедова А.И. Экологическое воспитание школьников на уроках географии / А.И. Магомедов // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. – 2013. – № 1. – С. 51-54.
19. Материалы Симпозиума, состоявшегося в Люцерне, Швейцария, 29-31 июля 2007 г. // Географодидактические исследования. – 2007. – Т. 42. – С. 243-250.
20. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / под ред.И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509 с.
21. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе / Л.М. Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.
22. Парламентские слушания «О развитии экологического образования и культуры как основ государственной политики в области экологии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/25428.
23. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования / В.Ф. Протасов. – М.: Инфра-М, 2010. – 304 с/
24. Самкова В.А. Об основных подходах к конструированию текстовых заданий при диагностике и оценке экологической грамотности учащихся / В.А. Самкова // Биология в школе. – 2015. – № 6 (июль). – С. 55-64.
25. Степанов С.А. Экология и экологическое образование: что впереди, за горизонтом / С.А.Степанов // Экологический вестник. – 2000. – № 2. – С. 11-15.
26. Трикула Л.Н. Формирование социально-экологического стереотипа поведения учащихся в условиях реализации ФГОС ООО / Л.Н. Трикула // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – Т. 11. – № 12. – С. 149-152.
27. Флеенко А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблем / А.В. Флеенко // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934.
28. Харина И.Ф. Экологическая грамотность как необходимая ступень в формировании одной из общекультурных компетенций у студентов вузов / И.Ф. Харина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 11. – С. 140-142.
29. Хотунцев Ю. Л. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках технического труда в 5-7 классах / Ю. Л. Хотунцев, Н.И. Нагибин // Школа и производство. – 2010. – № 1. – С. 13-17.
30. Чигоревская Ю.И. Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности / Ю.И. Чигоревская, Е.С. Кузнецова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. – № 2. – С. 150-154.