Современная школа задает новые ориентиры воспитания. В условиях сегодняшнего дня внимание педагогической практики должно быть сфокусировано на индивидуальности ученика, и актуальность этой задачи подтверждается на государственном и общественном уровне.
Так, в статье 28 «Образование» международной Конвенции о правах ребенка говорится: «В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству».
В статье 29 «Цели образования» Конвенции отмечается следующее: «Образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания, мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям[1]».
В нашей стране индивидуальность ребенка защищается Федеральным законом № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Так, статья 9 ФЗ «Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания» гласит: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка[2]».
Кроме того, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации[3], основополагающем государственном документе, устанавливающем приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, отражена мысль о новых условиях функционирования образования. Согласно доктрине, система образования в числе прочего призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности.
Таким образом, мы видим, что на государственном уровне проблема защиты прав детей и создания условий, позволяющих максимально раскрыть их способности, отражена достаточно полно.
Для общества этот вопрос также является одним из наиболее актуальных. К примеру, в нашей стране ежегодно проходят сотни мероприятий, посвященных защите прав детей в рамках Всемирного дня ребенка и Дня правовой помощи детям (отмечается 20 ноября).
Права ребенка вытекают из общепризнанных прав человека и означают осознанную ответственность взрослых за жизнь и развитие детей.
В связи с этим важнейшая задача педагога – создать все необходимые условия для раскрытия индивидуальности ребенка, для защиты его интересов, его внутреннего мира. Это сложная задача, и следует признать, что для ее решения необходимы новые теоретические и практические исследования в области воспитания.
Актуальность выработки новых подходов обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.
В ряду современных исследований выделяются работы Н.Е. Щурковой, в которых подчеркивается важность развития нового педагогического мышления, сформированного на основе представлений о необходимости уважения к личности ребенка, о великой ценности жизни человека.
«Социальные потрясения в обществе не прошли стороной, вторглись в устойчивую систему традиционного школьного воспитания, расколов и разрушив педагогические представления, концептуальные позиции и методику работы с детьми[4]», – отмечает Н.Е. Щуркова в своей работе «Собранье пестрых дел». Поэтому современному педагогу необходимо искать, находить и применять в ежедневной работе новые концепции и методы воспитания, расти и развиваться в своей профессии.
«Школа повернулась сегодня к личности ребенка и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека[5]», – пишет Н.Е. Щуркова.
С нашей точки зрения, актуальность данного исследования на тему «Использование идей Н. Е. Щурковой в современной школе» определяется несомненной важностью применения новых, интересных форм и методов педагогической работы.
Наша работа носит теоретико-экспериментальный характер. Работа состоит из введения, теоретической части, в которой мы анализируем основные теоретические положения Н.Е. Щурковой, а также практической части, в которой рассматриваем возможность применения идей Н.Е. Щурковой на практике, и заключения, где подводим итоги нашего исследования
Цель исследования – изучить особенности использования идей И. Е. Щурковой в современной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: методы обучения и проведения внеклассной работы в школе.
Гипотеза исследования: использование идей Н. Е. Щурковой в современной школе позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по проблеме использования идей Н. Е. Щурковой в современной школе.
- Рассмотреть особенности использования идей Н. Е. Щурковой на уроках и во внеклассной работе.
3.Разработать фрагмент воспитательного мероприятия с использованием идей Н. Е. Щурковой.
Методы исследования:
- Метод теоретического поиска (изучение литературы по теме исследования).
- Метод анализа реального педагогического процесса.
- Метод эксперимента, который позволяет разработать удачные варианты решения соответствующих педагогических задач.
Практическая значимость результатов исследования: разработка методических материалов на базе идей Н.Е. Щурковой, которые могут быть использованы в практической работе педагога.
Глава 1. Теоретические аспекты использования идей Н. Е. Щурковой в современной школе
1.1. Педагогический и научный путь Н. Е. Щурковой
Н.Е. Щуркова – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного педагогического университета Н.Е. Щурковой. Надежда Егоровна – эксперт в области теории и методики воспитания. Окончила Московский педагогический институт им. Ленина (МГПИ) по специальности «учитель русского языка и литературы». Работала в школе, вначале в сельской (Чарышский зерносовхоз Алтайского края), а затем в московской школе № 626. Училась в аспирантуре МГПИ, закончив которую непрерывно работала почти четыре десятилетия.
С 2002 года сосредоточилась на работе с учителями в системе дополнительного профессионального образования. Ныне профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования, признанный эксперт в области педагогики. Читает курс «Новое воспитание в новой школе (инновационные методики и технологии в системе образования)».
Автор десятка монографий, учебных и методических пособий по педагогике, многие из которых стали бестселлерами. Опубликовала более 125 работ, в том числе около 10 монографий, более 10 учебно-методических пособий. Отличник народного просвещения.
Исследования Н. Е. Щурковой вносят значительный вклад в современную педагогику. Она предложила творческим, ищущим, преданным своей профессии учителям хорошо применимые на практике технологии, обогатила теорию интересными и глубокими концепциями воспитания.
Фундаментальные положения и выводы исследований Надежды Егоровны широко используются в практике педагогической работы не только в Российской Федерации, но и в странах СНГ и дальнего зарубежья (её труды изданы в Казахстане, Украине, Венгрии, Германии и др.).
Значительный вклад внесла Н. Е. Щуркова в реализацию инициативы Президента РФ «Наша Новая школа» (2008 г.). Под её руководством подготовлено и издано пособие «Новое воспитание в Новой школе» (2012 г.), опубликован ряд других работ, в которых положено начало осознанию теоретических и организационных основ школы будущего, выстраивания основ нового воспитания в ней.
Она создала спецкурсы по педагогической технологии, этике и психологии гендерного воспитания, ораторскому искусству педагога, воспитательному потенциалу урока в школе, культурологическим средствам воспитательного процесса. Разработала учебно-методические материалы по методике проведения классного часа, методике работы классного руководителя, методике педагогической инструментовке урока как воспитательного акта, по вопросам работы с Программой воспитания, а также внеклассной и внешкольной групповой работы с детьми.
Концепции и практические идеи Н.Е. Щурковой уже прочно вошли в современную педагогическую практику. Многие учителя в разных городах России и СНГ строят свою деятельность на базе ее работ.
Н.Е. Щуркова изложила свои основные теоретические и практические идеи в многочисленных публикациях и монографиях, среди которых можно выделить:
- «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника»,
- «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,
- «Воспитание как педагогический процесс»,
- «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,
- «Программа воспитания школьника»,
- «Педагог нового воспитания»,
- «Классное руководство: теория, методика, технология»
- «Вы стали классным руководителем»,
- «Собранье пестрых дел».