Курсовая работа|Педагогика

Использование идей Н. Е. Щурковой в современной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 32

Введение                                                                                 

Глава 1. Теоретические аспекты использования идей Н. Е. Щурковой в современной школе                                                                                        

1.1. Педагогический и научный путь Н.Е. Щурковой

1.2. Основные идеи концепции воспитания Н. Е. Щурковой       

Глава 2. Практические аспекты использования идей Н. Е. Щурковой в современной школе.  

Заключение

Список литературы

Современная школа задает новые ориентиры воспитания. В условиях сегодняшнего дня внимание педагогической практики должно быть сфокусировано на  индивидуальности ученика, и актуальность этой задачи подтверждается  на государственном и общественном уровне.

Так, в статье 28 «Образование» международной Конвенции о правах ребенка говорится: «В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству».

В статье 29 «Цели образования» Конвенции отмечается следующее: «Образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания, мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям[1]».

В нашей стране индивидуальность ребенка защищается Федеральным законом № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Так, статья 9 ФЗ «Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания» гласит: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка[2]».

Кроме того, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации[3], основополагающем государственном документе, устанавливающем приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, отражена мысль о новых условиях функционирования образования. Согласно доктрине, система образования в числе прочего призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности.

Таким образом, мы видим, что на государственном уровне проблема защиты прав детей и создания условий, позволяющих максимально раскрыть их способности, отражена достаточно полно. 

Для общества этот вопрос также является одним из наиболее актуальных. К примеру, в нашей стране ежегодно проходят сотни мероприятий, посвященных защите прав детей в рамках Всемирного дня ребенка и Дня правовой помощи детям (отмечается 20 ноября).

Права ребенка вытекают из общепризнанных прав человека и означают осознанную ответственность взрослых за жизнь и развитие  детей.

В связи с этим важнейшая задача педагога – создать все необходимые условия для раскрытия индивидуальности ребенка, для защиты его интересов, его внутреннего мира. Это сложная задача, и следует признать, что для ее решения необходимы новые теоретические и практические исследования в области воспитания.

Актуальность выработки новых подходов обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.

В ряду современных исследований выделяются работы Н.Е. Щурковой, в которых подчеркивается важность развития нового педагогического мышления, сформированного на основе представлений о необходимости уважения к личности ребенка, о великой ценности жизни человека.  

«Социальные потрясения в обществе не прошли стороной, вторглись в устойчивую систему традиционного школьного воспитания, расколов и разрушив педагогические представления, концептуальные позиции и методику работы с детьми[4]», – отмечает Н.Е. Щуркова в своей работе «Собранье пестрых дел». Поэтому современному педагогу необходимо искать, находить и применять в ежедневной работе новые концепции и методы воспитания, расти и развиваться в своей профессии.

«Школа повернулась сегодня к личности ребенка и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека[5]», – пишет Н.Е. Щуркова.

С нашей точки зрения, актуальность данного исследования на тему «Использование идей Н. Е. Щурковой в современной школе» определяется несомненной важностью применения новых, интересных форм и методов педагогической работы.

Наша работа носит теоретико-экспериментальный характер. Работа состоит из введения, теоретической части, в которой мы анализируем основные теоретические положения Н.Е. Щурковой, а также практической части, в которой рассматриваем возможность применения идей Н.Е. Щурковой на практике, и заключения, где подводим итоги нашего исследования

Цель исследования – изучить особенности использования идей И. Е. Щурковой в современной школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования: методы обучения и проведения внеклассной работы в школе.

Гипотеза исследования: использование идей Н. Е. Щурковой в современной школе позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Задачи исследования:

1.Проанализировать литературу по проблеме использования идей Н. Е. Щурковой в современной школе.

  1. Рассмотреть особенности использования идей Н. Е. Щурковой на уроках и во внеклассной работе.

3.Разработать фрагмент воспитательного мероприятия с использованием идей Н. Е. Щурковой.

Методы исследования:

  • Метод теоретического поиска (изучение литературы по теме исследования).
  • Метод анализа реального педагогического процесса.
  • Метод эксперимента, который позволяет разработать удачные варианты решения соответствующих педагогических задач.

Практическая значимость результатов исследования: разработка методических материалов на базе идей Н.Е. Щурковой, которые могут быть использованы в практической работе педагога.

 

Глава 1. Теоретические аспекты использования идей Н. Е. Щурковой в современной школе

1.1. Педагогический и научный путь Н. Е. Щурковой

Н.Е. Щуркова – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного педагогического университета Н.Е. Щурковой. Надежда Егоровна – эксперт в области теории и методики воспитания. Окончила  Московский педагогический институт им. Ленина (МГПИ) по специальности «учитель русского языка и литературы». Работала в школе, вначале в сельской (Чарышский зерносовхоз Алтайского края), а затем в московской школе № 626. Училась в аспирантуре МГПИ, закончив которую непрерывно работала почти четыре десятилетия.

С 2002 года сосредоточилась на работе с учителями в системе дополнительного профессионального образования. Ныне профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования, признанный эксперт в области педагогики. Читает курс «Новое воспитание в новой школе (инновационные методики и технологии в системе образования)».

Автор десятка монографий, учебных и методических пособий по педагогике, многие из которых стали бестселлерами. Опубликовала более 125 работ, в том числе около 10 монографий, более 10 учебно-методических пособий. Отличник народного просвещения.

Исследования Н. Е. Щурковой вносят значительный вклад в современную педагогику. Она предложила творческим, ищущим, преданным своей профессии учителям хорошо применимые на практике технологии, обогатила теорию интересными и глубокими концепциями воспитания.

Фундаментальные положения и выводы исследований Надежды Егоровны широко используются в практике педагогической работы не только в Российской Федерации, но и в странах СНГ и дальнего зарубежья (её труды изданы в Казахстане, Украине, Венгрии, Германии и др.).

Значительный вклад внесла Н. Е. Щуркова в реализацию инициативы Президента РФ «Наша Новая школа» (2008 г.). Под её руководством подготовлено и издано пособие «Новое воспитание в Новой школе» (2012 г.), опубликован ряд других работ, в которых положено начало осознанию теоретических и организационных основ школы будущего, выстраивания основ нового воспитания в ней.

Она создала спецкурсы по педагогической технологии, этике и психологии гендерного воспитания, ораторскому искусству педагога, воспитательному потенциалу урока в школе, культурологическим средствам воспитательного процесса. Разработала учебно-методические материалы по методике проведения классного часа, методике работы классного руководителя, методике педагогической инструментовке урока как воспитательного акта, по вопросам работы с Программой воспитания, а также внеклассной и внешкольной групповой работы с детьми.

Концепции и практические идеи Н.Е. Щурковой уже прочно вошли в современную педагогическую практику. Многие учителя в разных городах России и СНГ строят свою деятельность на базе ее работ.  

Н.Е. Щуркова изложила свои основные теоретические и практические идеи в многочисленных публикациях и монографиях, среди которых можно выделить:

- «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника»,

- «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,

- «Воспитание как педагогический процесс»,

- «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,

- «Программа воспитания школьника»,

- «Педагог нового воспитания»,

- «Классное руководство: теория, методика, технология»

- «Вы стали классным руководителем»,

- «Собранье пестрых дел».

  1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999. - 560 с.
  2. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А.Бордовский, В.А.Извозчиков // Педагогика. – 1999. - №5. – С.12-16.
  3. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 208 с.
  4. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 176 с.
  5. Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989 г.). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  6. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
  7. Лузина, Л.М., Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 144 с.
  9. Поляков, С.Д. Технология воспитания / С.Д. Поляков. - М.: Владос, 2003. - 144 с.
  10. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2002. - 256 с.
  11. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. - М., 2002. - 336 с.
  12. Смирнов, В.И. Общая педагогика / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. - 304 с.
  13. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. — Ростов. — 2000.
  14. Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html
  15. Щуркова, Н. Е. Воспитательный процесс в школе. В 3-х частях / Н. Е. Щуркова. - М., 2011.
  16. Щуркова, Н. Е. Вы стали классным руководителем / Н. Е. Щуркова. - М., 1986.
  17. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности. Педагогические методики. - М.,1992.
  18. Щуркова, Н. Е. К вопросу о детском суициде. Воспитание жизнеспособности школьника // Народное образование. № 12 — М.: 2012.
  19. Щуркова, Н. Е. Классный руководитель: игровые методики / Н. Е. Щуркова. - М., 2000.
  20. Щуркова, Н. Е. Классный час: поговорим о жизни. – М., 2004.
  21. Щуркова, Н. Е. Методика и технология нового учебного курса // Начальная школа. № 11 — М.: 2012.
  22. Щуркова, Н. Е. Нежная педагогика / Н. Е. Щуркова. - М., 2005.
  23. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание в Новой школе. Пособие / Н. Е. Щуркова. - М., 2012.
  24. Щуркова, Н. Е. Нравственные основы жизни человека / Н. Е. Щуркова. - М., 2012.
  25. Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника. – Смоленск, 1995.
  26. Щуркова, Н. Е. Обучение в процессе воспитания. Руководство для заместителя директора по учебному процессу — М.: Педагогический поиск, 2011.
  27. Щуркова, Н. Е. Педагог нового воспитания — М.: «Аркти», 2014.
  28. Щуркова, Н. Е. Педагогическая лоция директора школы. М.: Педагогический поиск, 2011.
  29. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. - М., 2002.
  30. Щуркова, Н. Е. Педагогический справочник для заместителя директора по воспитательному процессу — М.: Педагогический поиск, 2011.
  31. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания / Н. Е. Щуркова. - СПб., 2005.
  32. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьников / Н. Е. Щуркова. - М., 2004.
  33. Щуркова, Н. Е. Профессиональный журнал классного руководителя. Педагогический поиск — М.: 2014.
  34. Щуркова, Н. Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога / Н. Е. Щуркова. - М., 2007.
  35. Щуркова, Н. Е. Собрание пестрых дел: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.:Новая школа, 2010. - 56 с.
  36. Щуркова, Н.Е. Три принципа воспитания : Рабочая кн.шк.педагога. –Смоленск, 1996.
  37. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М., 1996.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское