Курсовая работа|Логопедия

Исследование нарушений чтения у младших школьников-билингвистов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 34

Введение

Глава 1 . Анализ

Понятие билингвизма. Теоретические предпосылки воспитания детей в условиях билингвизма

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

1.3 Особенности проявлений нарушения чтения у детей с билингвизмом

Глава 2. Исследование нарушений чтения у младших

2.1 Организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

2.3 Рекомендации для педагогов и родителей

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

 

Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма. Двуязычным, или билингвом  считается человек, более или менее постоянно пользующийся в жизни двумя языками. Наиболее характерным типом билингвизма в России является национально-русский язык, который усваивается как путем обучения, так и непосредственным общением с русскоязычным населением. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения.

Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук. Он изучается в лингвистике, психолингвистике, социальной психологии, является исследовательским предметом социологии. Вопросам билингвизма посвящено немало научных трудов Л. А. Булаховский [5], Ю. А. Жлуктенко[11], Е. М. Верещагин[6], А. Д. Швейцер[26], Л. Т. Масенко[16] и др. Для логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого и психического развития. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности. Изучением билингвизма в логопедии занимаются А.Е. Бабаева[2], Л.И. Белякова[4], С.С. Бакшиханова[3], О.Б. Иншакова[12], Е.О. Голикова[9], С. Б. Файед[23], Н.А. Шовгун[27] и другие.

Актуальность данной темы определяется тем, что в последние годы много детей растут и воспитываются в среде где используется более одного языка. Сегодня около 70% населения земного шара в той или иной степени владеют двумя и более языками. Данная тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от уровня сформированности фонетико-фонематических представлений ребенка зависит  дальнейшее усвоение норм русского языка. Билингвизм, владение двумя языками в равной степени, чаще всего присущ детям в семьях, где родители говорят на разных языках, ребенок с рождения находится в двух  языковых средах.

     Исследованиями подтверждено, что у детей, говорящих на двух языках, богаче словарный запас, лучше развита память,  сообразительность, быстрота реакции, математические навыки и логическое мышление. Им легче дается дальнейшее изучение других языков и точных наук. Раннее изучение второго языка способствует развитию участка мозга, ответственного за беглость речи.

    Необходимо заметить, что все это относится к детям, чье  речевое развитие полностью соответствует возрастной норме.

  С другой стороны, билингвизм является фактором риска возникновения нарушений речи. При усвоении сразу двух языков одна (доминирующая) языковая система влияет на вторую, в результате чего происходит их смешение, которое приводит к ряду речевых и языковых трудностей у ребенка. Самыми частыми проблемами в таких случаях являются нарушения звукопроизношения на обоих языках, появление акцента, неправильное использование грамматических конструкций и, как следствие, трудности при овладении письмом и чтением.

Объект исследования: нарушения чтения у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности проявления нарушений чтения у младших школьников с билингвизмом

Цель состоит в исследовании нарушений чтения у детей при билингвизме.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

дать понятие билингвизма;

рассмотреть теоретические предпосылки воспитания деей в условия билингвизма;

изучить результаты исследований зарубежных ученых в вопросе двуязычия в детском возрасте;

провести диагностику качества чтения у детей младшего школьного возраста при билингвизме;

провести экспериментальные коррекционные занятия с детьми и дать рекомендации по устранению нарушений чтения.

Объектом исследования в рамках моей курсовой работы является детская логопедия.

Предмет исследования: обучение чтению детей младшего школьного возраста при билингвизме.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы основной части, объединяющие по три параграфа каждая, а также заключение, список использованной литературы и приложение.

  1. Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку// Школьный логопед. - 2004. - №3. – С. 3-7.
  2. Бабаева Е.А. Готовность к обучению в школе детей-билингвов с речевой патологией: Автореф. .канд пед. наук. М., 1992. - 16 с.
  3. Бакшиханова, С. С. Диагностика дефектов речи в условиях двуязычия: психолингвистический аспект / С. С. Бакшиханова. – Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2003. – 143 с.
  4. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Владос, 2013. – 413с.
  5. Булаховский Л. А. Введение в языкознание, ч, II. М., 1953. – 308с.
  6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005. – 1038с.
  7. Волкова Л. С. Логопедия: учеб. Пособие / Л. С. Волкова, Р.И  Лалаева, Е. М. Мастюкова. – М.: Владос, 2004. – С. 114
  8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — C. 142-143.
  9. Голикова Е.О. Формирование навыка письма у младших школьников с армянско-русским билингвизмом / Е.О. Голикова: Дис.… канд. пед. наук. – М., 2006. – 162 с.
  10. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – C. 108.
  11. Жлуктенко Ю. А., Двухжилов А. В. Русский язык. - Киев: Наукова думка, 1984. - 200с.
  12. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2006. – 184с.
  13. Корнев А.Н., Чиркина Г.В. Современные тенденции в изучении дислексии // Дефектология. - - №5. – С. 18-20.
  14. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: моногр. / Р. И. Лалаева. - М: Владос, 1999. – С. 128.
  15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 216с.
  16. Масенко Л.Т. Языковедение / Л.Т.Масенко. – К.: Т-во «Знання» УРСР, 1990. – 48с.
  17. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред.проф. Г.В. Чиркиной. - 4-е изд.,доп. - М.: АРКТИ, 2005.- 17-18.
  18. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. — 82-83.
  19. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальных классов / Сост.: С.Г. Калашникова. - Омск: Омск. Гос. ун-т, 2004. – С. 67.
  20. Румега Н.А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом // Логопедия в школе: практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.: МарТ, 2004. – С. 203-204.
  21. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Моногр. / М. Н. Русецкая. - СПб.: КАРО, 2007. – С. 62.
  22. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – C. 62.
  23. Файед С.Б. Характеристика речевого развития арабских детей, поступающих в школу: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2002. 17 с.
  24. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Моногр. / Т. Б. Филичева.– М., 2000. – 314 с.
  25. Чиркина Г.В., Лагутина А.В. Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком. Москва: Просвещение, 2009. – С. 201.
  26. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика. Теория. Проблемы. Меоды. М.: Либроком, 2012. – 176с.
  27. Шовгун Н. О. Взаємодія компонентів білінгвізму в мовленнєвій діяльності малих соціальних груп // Державність української мови і мовний досвід країн світу. Матеріали міжнародної конференції. Киев, 2000.
  28. Якунина О.В. Билингвизм и нелитературные формы языковой системы как одна из проблем логопедии // Школьный логопед. - 2005. - №1. – С. 91.
  29. Логопедия как наука о нарушениях речи. Предмет и задачи логопедии / И. Ветренко [сайт]. – Режим доступа http://logopedihka.narod.ru/index.files/2.htm.
  30. Связь логопедии с другими науками \ Л. Щерба. – Режим доступа http://ilovedomain.ru/referat/kursovaya/logopediia-shpargalki/.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское