Введение
Глава 1 . Анализ
Понятие билингвизма. Теоретические предпосылки воспитания детей в условиях билингвизма
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3 Особенности проявлений нарушения чтения у детей с билингвизмом
Глава 2. Исследование нарушений чтения у младших
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации для педагогов и родителей
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма. Двуязычным, или билингвом считается человек, более или менее постоянно пользующийся в жизни двумя языками. Наиболее характерным типом билингвизма в России является национально-русский язык, который усваивается как путем обучения, так и непосредственным общением с русскоязычным населением. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения.
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук. Он изучается в лингвистике, психолингвистике, социальной психологии, является исследовательским предметом социологии. Вопросам билингвизма посвящено немало научных трудов Л. А. Булаховский [5], Ю. А. Жлуктенко[11], Е. М. Верещагин[6], А. Д. Швейцер[26], Л. Т. Масенко[16] и др. Для логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого и психического развития. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности. Изучением билингвизма в логопедии занимаются А.Е. Бабаева[2], Л.И. Белякова[4], С.С. Бакшиханова[3], О.Б. Иншакова[12], Е.О. Голикова[9], С. Б. Файед[23], Н.А. Шовгун[27] и другие.
Актуальность данной темы определяется тем, что в последние годы много детей растут и воспитываются в среде где используется более одного языка. Сегодня около 70% населения земного шара в той или иной степени владеют двумя и более языками. Данная тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от уровня сформированности фонетико-фонематических представлений ребенка зависит дальнейшее усвоение норм русского языка. Билингвизм, владение двумя языками в равной степени, чаще всего присущ детям в семьях, где родители говорят на разных языках, ребенок с рождения находится в двух языковых средах.
Исследованиями подтверждено, что у детей, говорящих на двух языках, богаче словарный запас, лучше развита память, сообразительность, быстрота реакции, математические навыки и логическое мышление. Им легче дается дальнейшее изучение других языков и точных наук. Раннее изучение второго языка способствует развитию участка мозга, ответственного за беглость речи.
Необходимо заметить, что все это относится к детям, чье речевое развитие полностью соответствует возрастной норме.
С другой стороны, билингвизм является фактором риска возникновения нарушений речи. При усвоении сразу двух языков одна (доминирующая) языковая система влияет на вторую, в результате чего происходит их смешение, которое приводит к ряду речевых и языковых трудностей у ребенка. Самыми частыми проблемами в таких случаях являются нарушения звукопроизношения на обоих языках, появление акцента, неправильное использование грамматических конструкций и, как следствие, трудности при овладении письмом и чтением.
Объект исследования: нарушения чтения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления нарушений чтения у младших школьников с билингвизмом
Цель состоит в исследовании нарушений чтения у детей при билингвизме.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие билингвизма;
рассмотреть теоретические предпосылки воспитания деей в условия билингвизма;
изучить результаты исследований зарубежных ученых в вопросе двуязычия в детском возрасте;
провести диагностику качества чтения у детей младшего школьного возраста при билингвизме;
провести экспериментальные коррекционные занятия с детьми и дать рекомендации по устранению нарушений чтения.
Объектом исследования в рамках моей курсовой работы является детская логопедия.
Предмет исследования: обучение чтению детей младшего школьного возраста при билингвизме.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы основной части, объединяющие по три параграфа каждая, а также заключение, список использованной литературы и приложение.