Введение
1. Потенциал урока ИЗО для развития личности ребенка
1.1. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка
1.2. Влияние искусства на духовно-нравственное развитие школьника
1.3 Значение и развитие творческого мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства в школе
2. Концепция развития личности учащегося на занятиях изобразительным искусством
2.1. Особенности урока ИЗО в контексте личностного развития ребенка
2.2. Технология организации урока ИЗО как средства всестороннего развития личности учащихся
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы. Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.
Приобщать детей к искусству можно и даже нужно с самого рождения. В процессе обучения детей ИЗО решаются важнейшие задачи образования — формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играют предметы художественной направленности, так как они нацелены на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в младшем возрасте, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре: обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Цель работы: рассмотреть теоретические аспекты развития личности учащегося на занятиях изобразительным искусством.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
проанализировать влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка;
охарактеризовать влияние искусства на духовно-нравственное развитие школьника;
определит значение и особенности развития творческого мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства в школе;
рассмотреть особенности урока ИЗО в контексте личностного развития ребенка;
изучить технологию организации урока ИЗО как средства всестороннего развития личности учащихся.
Объект исследования: урок изобразительного искусства как средство всестороннего развития личности учащегося.
Предмет исследования: технология развития личности учащегося на занятиях изобразительным искусством.
- Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник статей. Выпуск 8: в 2 ч. – М.: Прометей, 2012. — Ч. 2. — 448 с. — С. 8—17.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007 - 566 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл, Эскимо, 2005. — 512 с.
- Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
- Ермолаева — Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический Проект: Культура, 2005. — 304 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001 - 345 с.
- Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е. Н. Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224с.
- Лейбин В. Н. Словарь — справочник по психоанализу. — 2-е изд. — М.: Аст, 2010. — 1219 с.
- Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / Валентин Моляко // Одаренный ребенок. – 2002. – № 4.
- Мосина В.Р., Мосина Вал.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» для специальности 050602 «Изобразительное искусство». МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012 - 147 с.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Педагогика искусства. Библиотека учителя. М., 2008 - 216 с.
- Парнах М. Уроки изобразительного искусства // Искусство в школе. – 2001. – №3. – С. 57–60.
- Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2008/2009 учебном году. Методическое письмо / Под ред. Неменской Л.А., составитель Мухина Т.А. – М.: МИОО, 2008 - 439 с.
- Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
- Шепырева О., Алексеенко Е.В. Формы и методы обучения живописи на уроках изобразительного искусства в начальных классах // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6 . – С. 42-42
- Татенашвили Н.О. Обучение изобразительной деятельности и развитие воображения у детей младшего школьного возраста. Статья. // Электронная конференция. 2012. Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2012_5_51.pdf.