Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты организации внеурочной работы по биологии
1.1 Особенности внеурочной работы по биологии
1.2 Значение и место внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе
1.3 Формы и виды внеурочной работы
Глава 2. Организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся 7 класса на внеурочных занятиях по биологии
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.2.1 Контролирующий этап
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, системно-деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ, участие во внеурочной работе. С этим связано введение в практику образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Выпускники школы должны овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Актуальность исследования подтверждена ФГОС второго поколения, в которых прописывается, что личностные и мета-предметные результаты должны быть направлены на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и меж-предметного учебного проекта. Под исследовательскими умениями мы будем понимать интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале.
Цель работы – изучить особенности организации внеурочной работы по биологии при изучении раздела «Живые организмы».
Объект исследования – организация внеурочной работы по биологии.
Предмет исследования – особенности организации внеурочной работы по биологии при изучении раздела «Живые организмы».
Гипотеза: развитие исследовательских умений учащихся 7 класса будет более эффективным при изучении темы «Рыбы» (Биология, 7 класс), если:
- будут учтены индивидуальные особенности личности каждого ученика;
- учащихся распределить на группы, учитывая уровень развития исследовательских умений каждого ученика;
- на занятиях использовать задания разного уровня сложности, учитывая уровень каждой группы учащихся;
- использовать проектные технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности внеурочной работы по биологии.
Выяснить значение и место внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе.
Рассмотреть формы и виды внеурочной работы по биологии.
Организовать проектную деятельность как средство развития исследовательских умений учащихся 7 класса на внеурочных занятиях по биологии.
Сделать выводы.
Методы исследования:
- теоритические: анализ, синтез, сравнение и обобщение теоретических данных;
- эмпирические: определение поисковой активности учащихся с помощью карт наблюдения; тест креативности Е. П. Торранса (склонность к дивергентному мышлению).
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и списка источников.