Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения стратегий чтения в контексте изучения ее стратегии
1.1 Когнитивно-коммуникативная природа чтения в контексте изучения ее стратегии
1.2 Понятие автономного чтения как стратегии
деятельности
1.3 Особенности чтения обучающихся с различными
нарушениями
Глава 2 Практика изучения феномена автономного чтения младших школьников с речевой патологией
2.1 Диагностика состояния навыков чтения у младших школьников с речевыми нарушениями
2.2 Результаты изучения состояния навыков чтения у младших школьников с речевыми нарушениями
Заключение
Список используемой литературы
Чтение - процесс, посредством которого человек получает информацию из письменного или печатного текста. Значение этого явления крайне сложно переоценить, поскольку, читая, мы получаем новую информацию, получаем эстетическое удовольствие, развиваем речь, улучшаем концентрацию внимания, расширяем свои коммуникативные возможности, расширяем словарный запас, улучшаем зрительную память и восприятие и многое другое.
Для развития автономного чтения детям еще в самом раннем возрасте необходимо освоить основные навыки, которые способствуют правильному пониманию прочитанного, а, следовательно, и осознанию изучаемого текста. К сожалению, у некоторых детей логопеды диагностируют определенные речевые патологии, которые замедляют как речевое, так и психологическое развитие ребенка. Процесс чтения для этих детей затруднен и связан с применением определенных методов, нахождению индивидуального подхода к каждому из них. Поэтому данная тема очень актуальна в современном обществе.
Цель курсовой работы – изучить особенности автономного чтения у детей с речевыми патологиями.
Объект исследования – феномен автономного чтения у детей с речевыми патологиями.
Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть чтение как процесс, выделить его основные функции и значение
Рассмотреть основные характеристики автономного чтения, выделить его отличительные черты
Изучить особенности чтения для детей с речевыми патологиями
Исследовать состояние развитие речи у младших школьников 39 общеобразовательной школы, диагностировать отклонения, при их наличии, предложить варианты коррекции отклонений, при необходимости
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
- Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. — Белгород: Изд-во Белгор. Гос. Ун-та, 1998.
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом/Б.Г. Ананьев//Известия АПНРСФСР.- Вып.70.- С. 102-148.
- Берман И.М. Чтение как речевой процесс и как предмет обучения/И.М. Берман. - Киев, 1977.- С. 9-90.
- Боскис Р.М. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте/Р.М. Боскис, Р.Е. Левина//Советская педагогика.-1938.- №6.- С. 20-24.
- Бугрименко Е. А., Цукерман . ГА. Чтение без принуждения. — М., 1993.
- Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — М., 1953.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 20с
- Жинкин Н.И. Механизмы речи/Н.И.Жинкин.- М., 1958 – 370 с.
- Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения при ТНР: Книга для логопеда/С.Ф. Иваненко.- М.: Просвещение, 1987.- 237 с.
- Каше Г.А. Обучение грамоте людей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи/Г.А.Каше//Дефектология. 1985., №1 – С 74 - 85.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения у учащихся 1-2 классов вспомогательной школы и пути их устранения: Дис. … канд. пед. наук/Р.И.Лалаева.- Л., 1971.- С. 40-53.
- Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983.
- Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С. Н.Шаховской, Т. В.Волосовец. –М.: Изд. МПСИ, 20с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание/А.Р.Лурия.- М.: Изд-во МГУ, 1979.- 319 с.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать/Д.БЭльконин.- М.: 1991. – 80 с.