Введение
Глава 1. Ринолалия. Особенности работы с детьми с нарушениями речи
1.1.Ринолалия,
1.2. Характеристика речи детей с ринолалией
1.3. Методики коррекционной работы по ринолалии у детей дошкольного возраста
Глава 2. Особенности организации индивидуальной работы с детьми с ринолалией
2.1. Организация логопедической работы
2.2. Основные принципы работы логопеда при ринолалии открытой
2.3. Советы родителям по индивидуальным занятиям с детьми в домашних условиях
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность. Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
При ринолалии тембр голоса назализован. Наиболее распространённым речевым нарушением является открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте губы и неба. Одной из причин расщелин лица, верхней губы и неба могут быть различного рода патологии: гинекологические и эндокринные заболевания. Немаловажное значение играет радиационное излучение. Особая роль в возникновении аномалий придается различным лекарственным и химическим веществам, широко применяемым в быту и промышленности: бензин, ядохимикаты, кислоты. Не исключается из этого списка алкоголь и курение. По последним статистическим данным с каждым годом увеличивается количество детей с патологией губы и неба, поэтому коррекция ринолалии является одной из важнейших задач специализированных учреждений. Коррекционная работа требует воздействия на всю системы голоса и речеобразования.
Особенно важными являются комплексные мероприятия, которые помогают ослабить развитие дефекта. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости.
Цель данной курсовой работы является исследование с психолого-педагогической точки зрения основных методических аспектов организации индивидуальных занятий с детьми с ринолалией.
Объект исследования: организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ринолалией.
Предмет исследования: особенности организации индивидуальных работ с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: организация индивидуальных занятий с детьми с ринолалией повышает эффективность коррекции речи. При этом необходимо учитывать механизм нарушения и последовательность ведения работы.
Задачи исследования:
- теоретический анализ проблемы ринолалии;
- исследовать основные методы коррекции речи;
- раскрыть суть и особенности логопедической работы с дитьми с ринолалией;
- разработать методические советы родителям по домашней работе над коррекцией речи с детьми.
Методы исследования: теоретический анализ и изучение методической литературы; анализ психолого-педагогического опыта.
- Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.- М., 2003, 287 с.
- Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. – М., 2000, 341 с.
- Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – СПб.:САТИС,2005, 247 с.
- Воронцова Т.Н. К вопросу о логопедической работе при открытой ринолалии после уранопластики. //Уч. зап. МГПИ,2004, 183 с.
- Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после уранопластики: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М.,2006, 401 с
- Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. – М.,1990, 207 с.
- Городилова В.И., Кузьмина. Устранение недостатков произношения при ринолалии. Пособие для учителей-логопедов. – М., 2001, 374 с.
- Дмитриева В.С., Ландо Р.Л. Хирургическое лечение врожденных послеоперационных дефектов неба. – М., 2002, 301 с.
- Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. – М., 2006., 267 с.
- Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков:кн для логопеда: 2е изд.перераб. - М., 2006.
- Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия / Под ред. О.Н. Усановой. М., 2003, 402 с.
- Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. // Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Логопедия. Методическое наследие. – М., 2003, 368 с.
- Мамедов А.П. Врожденная расщелина неба и пути ее устранения. – Екатеринбург, 2008, 207 с.
- Мессина В.М. Врожденные расщелины неба (этиология, клиника, лечение): Автореф. докт. дисс. – М.,2001, 45 с.
- Пособие для родителей по комплексному восстановительному лечению детей с врожденной патологией лица и челюсти. Методические рекомендации. – Свердловск, 2000, 172 с.
- Соболева Е.А. Ринолалия. – М.:АСТ:Астрель, 2006, 231 с.
- Соломатина Г.В., Володацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. –М.:ТЦ Сфера, 2005, 196 с.
- Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедиичеакая работа при нарушениях голоса: кн. Для логопеда. – М., 2004, 304 с.
- Уракова А.И. Сравнительная характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью. //Дефектология,2012, №2.
- Фролова Л.Е. Врожденные расщелины верхней губы и неба. – М., 2003, 145 с.
- Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 2009, 247 с.
- Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат. диссертации. докт.пед. наук. – М., 2008, 302 с.
- Статья «За советом к логопеду», [электронный ресурс]: http://www.solnet.ee/parents/log_63.html
- Автор: Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков: Кн. для логопеда/Под ред. С. Л. Таптаповой.— М.: Просвещение, 2004. — 143 с., [электронный ресурс]: http://mylovekid.ru/p/mlk-3542.html
- Статья «Ринолалия», [электронный ресурс]: http://logo.ember.pro/stati/rinolaliya