ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста
1.1. Понятие речи в современной науке
1.2. Развитие речи у дошкольников в норме
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В научной литературе связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Уровень развития речи выступает показателем общей речевой культуры человека.
Актуальность исследования формирования речи детей обусловлена уникальностью и специфичностью этого возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются благоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Развитие речи у детей является актуальной проблемой и в настоящее время, так как велика роль речи для социальной адаптации детей дошкольного возроста. Данная проблема подчеркивает необходимость не только совершенствования традиционных приемов и методов и путей развития речи у детей, но и необходимость поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных форм и методов работы.
Вопросы развития речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, Т.Б. Филичевой, Б.И. Яшиной и др. Психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Закономерности речевого развития дошкольников изучались Л.С. Выготским, А.Н. Гвоздевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др.
В связи с тем, что тема формирования речи у детей дошкольного возраста и ее роль в коммуникации не нашла полного освещения в логопедической литературе и специальных исследованиях, вопрос ее глубокого и подробного рассмотрения представляет актуальным в настоящее время.
Объект исследования – речевое развитие дошкольников.
Предмет исследования – особенности речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить особенности речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- охарактеризовать теоретические аспекты развития речи в современной науке;
- изучить развитие речи у дошкольников в норме;
- рассмотреть особенности речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.