Введение
Глава 1. Теоретическое изучение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
1.1Характеристика связной речи
1.2Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНРIII уровня
1.3Состояние связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРIIIуровня
Глава 2. Опытно-практическое изучение состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНРIII уровня.
2.1. Диагностика связной речи
2.2.Анализ результатов диагностики
Заключение
Список литературы
Приложение
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников воспитателей, методистов возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ [22].
Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались В.И.Тихеева, А.М.Бородич, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко и др.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»
Цель исследования –теоретическое и практическое изучение особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования –нарушение связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования - особенности овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста с ОНРIII уровня.
В основу нашей работы легла следующая гипотеза: уровень развития умений в составлении рассказа детьми дошкольного возраста с ОНР с наглядной опорой выше, чем при составлении рассказа из личного опыта (без наглядной опоры).
Задачи исследования:
1.Теоретический анализ литературы.
2.Дать характеристику связной речи.
3.Описать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
- Дать характеристику связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
- Подобрать и провести диагностику детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
- Проанализировать результаты диагностики.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ литературы.
2.Эксперимент.
3.Качественная и количественная обработка данных.
Данная работа состоит из введения, двух глав с обобщёнными выводами, заключения, списка используемой и цитируемой литературы и приложений.