Введение
Глава 1. Теоретические основы устранения у учащихся 2 класса общеобразовательной школы аграмматической дисграфии.
1.1. Психолингвистические аспекты формирования процесса письма.
1.2. Специфика нарушений письма у младших школьников.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Выявление и устранение у учащихся 2 класса общеобразовательной школы аграмматической дисграфии.
2.1. Обоснование и описание методик выявления у учащихся 2 класса аграмматической дисграфии.
2.2. Содержание логопедической работы по устранению у учащихся 2 класса аграмматической дисграфии.
Выводы по главе 2
Заключение.
Список использованных источников.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладения письмом, т.е. к дисграфии.
Нарушение письма при аграмматической дисграфии, как правило, сопровождается недостатками чтения, что также обусловлено отклонениями в развитии устной речи.
Всестороннее изучение устной и письменной речи с использованием системного подхода к анализу речевых нарушений впервые было осуществлено Левиной Р.Е. Её концепция, трактующая дисграфию и дислексию как проявление системного нарушения речи, получила распространение и подтверждение в работах многих отечественных ученых Каше Г.А., Колповская И.К., Никашина Н.А., Резина З.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. и др.
Проблема нарушения письменной речи является актуальной. Её разработкой занимались известные ученые: П.Л. Горфункель, А.Р. Лурия, И.М. Садовникова, Р.И. Лалаева, В.И. Селиверстов, Л.И. Ефименкова, М.Е. Хватцев, М. Рудинеско, А.Г. Зикеев и многие другие.
Аграмматическая дисграфия подробно описана в работах Р.Е. Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой, С.Б. Яковлева. Чаще всего в коррекционной работе используется альбом и комплект тетрадей Мазановой Е.В.
Если ребенок допускает в тетради одни и те же ошибки: пропуски букв, замены, перестановки, добавление новых букв или слогов – это нарушение навряд ли можно назвать безграмотностью. «Трва» вместо трава, «етс» вместо «ест», «в гону» вместо «в году», «тясы» вместо «часы», «гупы» вместо «губы» или ошибки в построении грамматической конструкции: нет зеленая платий, пять стеклянный окна и т.п. Если эти ошибки имеют стойкий характер, то речь идет о нарушении работы зрительного, слухового или других анализаторов.
Целью данного исследования является изучение особенностей устранения у учащихся 2 класса общеобразовательной школы аграмматической дисграфии.
Объектом исследования является аграмматическая дисграфия.
Предметом исследования являются особенности устранения аграмматической дисграфии у учащихся 2 класса общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить психолингвистические аспекты формирования процесса письма;
- рассмотреть специфику нарушений письма у младших шольников;
- дать обоснование и описание методик выявления у учащихся 2 класса аграмматической дисграфии;
- рассмотреть содержание логопедической работы по устранению у учащихся 2 класса аграмматической дисграфии.
Работа строго структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.