ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Понятие «синтаксис», «синтаксических умения»
1.2. Возможности формирования синтасического умения у младших школьников в процессе изучения словосочетания
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
2.1. Выявление уровня умения выполнять синтаксический разбор.
2.2. Педагогические условия формирования синтаксических умений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка - словосочетания и предложения, с употребления в речи этих синтаксических единиц.
Синтаксический строй речи - интегральное качество, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми навыками знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своём мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приёмов, средств изучения синтаксиса в школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучения применительно к каждому школьнику.
По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь - это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста.
Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников.
Синтаксические значения и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования синтаксических умений у младших школьников в процессе изучения словосочетания.
Объект исследования: процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования синтаксических умений у младших школьников в процессе изучения словосочетания.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования мною были выделены следующие задачи:
- На основе анализа психолого-лингвистической литературы определить сущность понятий.
- Определить критерии и показатели формирования синтаксических умений у младших школьников.
- Обосновать критерии, показатели уровней развития, разработка и проведение диагностики по выявлению умения осуществлять синтаксический разбор в начальных классах.
- Разработать проект формирующего эксперимента по формированию умения производить синтаксический разбор в начальных классах.
Гипотеза: формирование умения выполнять синтаксический разбор в начальных классах будет эффективнее при следующих педагогических условиях:
- Применение различных методов организации синтаксического разбора и включение в образовательный процесс
- Включение в учебный процесс информационных технологий при изучении синтаксического разбора;
- Использование творческих заданий при формировании навыка производить синтаксический разбор.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-лингвистической литературы;
Эмпирические методы: наблюдение, анализ, эксперимент;
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска Средняя общеобразовательная школа № 168 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла, 4 класс.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрываются актуальность проблемы, сформулированы цели, объект и предмет, задачи, гипотеза и методы исследования. В первой главе определены теоретические основы исследования. Вторая глава содержит опытно – экспериментальную работу (констатирующий и проект формирующего эксперимента). В заключении находятся основные выводы по проделанной работе. В приложении представлены конспекты уроков/