Курсовая работа|Педагогика

Методика групповых форм в досуговой деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Понимание досуговой деятельности и собенности ее организации сегодня

1.1. Понятие досуга и досуговой деятельности

1.2. Современные формы досуговой деятельности

Глава 2. Групповые формы досуговой деятельности

2.1. Формы и методы

2.2. Специфика организации

Заключение

Литература

 

 

Место и роль досуга в жизни человека трудно переоценить. Ведь именно досуг позволяет человеку расслабиться, настроиться на дальнейшие действия, переосмыслить пережитое, обобщить накопленное. Велико воспитательное значение досугового времени в семье.

Вопрос о досуге современного человека, и в частности о культуре его организации и проведения, весьма сложный и многоплановый. Его можно рассматривать с точки зрения социальной психологии, педагогики, этики, философии и иных научных дисциплин.

Велика и доля прикладной разработанности данной темы. Существует огромное количество литературы, ориентированный на методику организации досуга человека, но это не мешает большинству российских семей проводить досуг перед экраном телевизоров, а то и в алкогольном угаре, что также типичное явления для российской действительности.

Именно такое положение дел и заставляет более детально и тщательно изучать проблему досуга. Но из-за многогранности исходной проблемы, ее необходимо рассматривать поэтапно, детально.

 

Глава 1. Понимание досуговой деятельности и собенности ее организации сегодня

1.1. Понятие досуга и досуговой деятельности

Досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей[1].

Свободным временим называется часть внерабочего периода в рамках определенного хронометрического отрезка - суток, недели, года, - остающаяся у личности или микросоциума за вычетом необходимых временных затрат.

Свободное время имеет следующие составляющие:

активная творческая деятельность, в том числе и на благо общества;

занятия, игры с детьми;

спортивная деятельность, реализация культурных, духовных и нравственных потребностей, как то: чтение, посещение социально-культурных центров и пр.;

хобби;

реализация межличностных потребностей;

учёба, самообразование.

Важно чтобы для современного человека досуг был позитивным, дающим возможность расширить свои познавательные границы, свою творческую активность, раскрыть свой внутренний личностный потенциал. И очень опасно, если досуг, свободное время становится провоцирующим, базисным моментом в развитии девиации в поведенческой среде молодого человека. Порой такие девиации (наркотики, алкоголь, асоциальное поведение) могут деформировать личность молодого человека, сломать его судьбу, отнять будущее.

С увеличением свободного времени проблема досуга становится все более важной социальной проблемой. Социологи все чаще пишут о рационализации, оптимизации досуга, педагоги и родители сетуют на недостаток свободного времени и на возрастающую загружен­ность школьников; юристы и правоведы одной из причин преступ­ности и антиправового поведения называют низкую культуру досуга у части населения.

Стремление к увеличению объема свободного времени каждым членом семьи — явление закономерное. Но объем свободного времени еще не характеризует уровня культуры его проведения. Известный советский ученый-экономист С. Г. Струмилин писал в свое время о людях, которые в часы досуга занимаются тем, что отдают «дань бескультурью»[2], убивают время за карточным столом, напиваются до потери сознания, устраивают дебоши. Часто такие люди и свой досуг, и досуг своей семьи из предполагаемого удовольствия превращают в пытку.

С интенсификацией развития образования, сферы культуры, развитием информационных источников, увеличиваются воз­можности многообразия форм досуга. Многочисленные социологические исследования, результаты которых активно отражаются в журнале «Социс», говорят о том, что внушительную часть свободного времени у населения отнимают занятия любимым делом (хобби) и общением с друзьями и близкими (в том числе с использованием современных достижений науки и развития техники – гаджетов)

Для духовно бедных людей даже источники человеческой мудрости, кото­рыми они располагают, мертвы. Возьмем, к примеру, тех «интеллек­туальных невежд», которые комплектуют свои домашние библиотеки такими книгами, лишь переплет которых соответствует цветовой гамме интерьера их квартиры. Необходимо сказать и о тех, кто обладает необходимым образованием, комплектует домашнюю библиотеку в соответствии со своими интересами, но так и не находит времени, чтобы прочесть купленные книги, запрещая детям поль­зоваться ими, давать другим. И хранится у таких людей в сервантах плененный обывательщиной кладезь человеческой мудрости.

В организации досуга огромную роль играет чтение литературы. Однако, как показывают наблюдения и специальные исследования, уровень читательской культуры у значительной части как детей, так и взрослых весьма далек от желаемого. Родители очень редко оказывают помощь детям в выборе литературы. В брошюре Г. Тере­ховой «События семейного значения» говорится об одном социоло­гическом исследовании, проведенном республиканской юношеской библиотекой в нескольких городах. В результате анкети­рования выяснилось, что никто из школьников не выбирал книги по совету родителей.

Нужно культивировать и такую семейную традицию, о которой также хорошо рассказано в брошюре Г. Тереховой, когда взрослые в общении с детьми открывают им чудеса окружающего мира. Это тем более необходимо в нравственно-эстетическом отношении, потому что у значительной части современных детей развивается рационализм мышления и восприятия окружающего в ущерб раз­витию эмоционального мира.

В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные про­гулки. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку, стали маленькой семейной традицией (и именно прогулки общие). Ведь часто бывает, что родители и дети совершают прогулки врозь. Вроде из тактичных соображений — не мешают одни другим. А в результате прогулки детей временами оказываются отнюдь не безобидными. Но правомерно поставить вопрос: почему родители и дети мешают друг другу? Может быть, потому, что во время прогулок у них нет общего интереса. Это вполне естественно: у взрослых и детей в силу возрастной психологии интересы раз­личны. Но ведь есть и должны быть общие интересы. Это уже зависит от идейно-нравственной атмосферы семьи, которую нужно создавать и которой нужно регулировать.

  1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. -Л.: ЛГИК, 1990.
  2. Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. - М., 2002.
  3. Бобахо, В.А., Левикова, С.И. Современные тенденции молодёжной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. – 2009.-№3.- С.56-66.
  4. Бобахо, В.А., Левикова, С.И. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры // Вестник Московского университета. - 2011.-№2.- С.35-45.
  5. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социально-культурного проектирования. - М.,2005.
  6. Киселева Т.Т., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. - М.: МГУК, 2009.
  7. Олевский Г. М. Наше свободное время.— Мн., 2010.
  8. Смирнова М.С. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии // Общественные науки и современность. -1993.-№1.
  9. Соколов, Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. – М., 2012.
  10. Социальное воспитание личности: цели и региональное проектирование защиты от дегуманизации среды. – Орел, 2012.
  11. Столяров И.А. Управление культурой. - М., 2001.
  12. Стрельцов, Ю.А. Социальная педагогика. – М., 2010.
  13. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч.пособие. - М., 2004.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское