Введение
Глава 1. Понимание досуговой деятельности и собенности ее организации сегодня
1.1. Понятие досуга и досуговой деятельности
1.2. Современные формы досуговой деятельности
Глава 2. Групповые формы досуговой деятельности
2.1. Формы и методы
2.2. Специфика организации
Заключение
Литература
Место и роль досуга в жизни человека трудно переоценить. Ведь именно досуг позволяет человеку расслабиться, настроиться на дальнейшие действия, переосмыслить пережитое, обобщить накопленное. Велико воспитательное значение досугового времени в семье.
Вопрос о досуге современного человека, и в частности о культуре его организации и проведения, весьма сложный и многоплановый. Его можно рассматривать с точки зрения социальной психологии, педагогики, этики, философии и иных научных дисциплин.
Велика и доля прикладной разработанности данной темы. Существует огромное количество литературы, ориентированный на методику организации досуга человека, но это не мешает большинству российских семей проводить досуг перед экраном телевизоров, а то и в алкогольном угаре, что также типичное явления для российской действительности.
Именно такое положение дел и заставляет более детально и тщательно изучать проблему досуга. Но из-за многогранности исходной проблемы, ее необходимо рассматривать поэтапно, детально.
Глава 1. Понимание досуговой деятельности и собенности ее организации сегодня
1.1. Понятие досуга и досуговой деятельности
Досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей[1].
Свободным временим называется часть внерабочего периода в рамках определенного хронометрического отрезка - суток, недели, года, - остающаяся у личности или микросоциума за вычетом необходимых временных затрат.
Свободное время имеет следующие составляющие:
активная творческая деятельность, в том числе и на благо общества;
занятия, игры с детьми;
спортивная деятельность, реализация культурных, духовных и нравственных потребностей, как то: чтение, посещение социально-культурных центров и пр.;
хобби;
реализация межличностных потребностей;
учёба, самообразование.
Важно чтобы для современного человека досуг был позитивным, дающим возможность расширить свои познавательные границы, свою творческую активность, раскрыть свой внутренний личностный потенциал. И очень опасно, если досуг, свободное время становится провоцирующим, базисным моментом в развитии девиации в поведенческой среде молодого человека. Порой такие девиации (наркотики, алкоголь, асоциальное поведение) могут деформировать личность молодого человека, сломать его судьбу, отнять будущее.
С увеличением свободного времени проблема досуга становится все более важной социальной проблемой. Социологи все чаще пишут о рационализации, оптимизации досуга, педагоги и родители сетуют на недостаток свободного времени и на возрастающую загруженность школьников; юристы и правоведы одной из причин преступности и антиправового поведения называют низкую культуру досуга у части населения.
Стремление к увеличению объема свободного времени каждым членом семьи — явление закономерное. Но объем свободного времени еще не характеризует уровня культуры его проведения. Известный советский ученый-экономист С. Г. Струмилин писал в свое время о людях, которые в часы досуга занимаются тем, что отдают «дань бескультурью»[2], убивают время за карточным столом, напиваются до потери сознания, устраивают дебоши. Часто такие люди и свой досуг, и досуг своей семьи из предполагаемого удовольствия превращают в пытку.
С интенсификацией развития образования, сферы культуры, развитием информационных источников, увеличиваются возможности многообразия форм досуга. Многочисленные социологические исследования, результаты которых активно отражаются в журнале «Социс», говорят о том, что внушительную часть свободного времени у населения отнимают занятия любимым делом (хобби) и общением с друзьями и близкими (в том числе с использованием современных достижений науки и развития техники – гаджетов)
Для духовно бедных людей даже источники человеческой мудрости, которыми они располагают, мертвы. Возьмем, к примеру, тех «интеллектуальных невежд», которые комплектуют свои домашние библиотеки такими книгами, лишь переплет которых соответствует цветовой гамме интерьера их квартиры. Необходимо сказать и о тех, кто обладает необходимым образованием, комплектует домашнюю библиотеку в соответствии со своими интересами, но так и не находит времени, чтобы прочесть купленные книги, запрещая детям пользоваться ими, давать другим. И хранится у таких людей в сервантах плененный обывательщиной кладезь человеческой мудрости.
В организации досуга огромную роль играет чтение литературы. Однако, как показывают наблюдения и специальные исследования, уровень читательской культуры у значительной части как детей, так и взрослых весьма далек от желаемого. Родители очень редко оказывают помощь детям в выборе литературы. В брошюре Г. Тереховой «События семейного значения» говорится об одном социологическом исследовании, проведенном республиканской юношеской библиотекой в нескольких городах. В результате анкетирования выяснилось, что никто из школьников не выбирал книги по совету родителей.
Нужно культивировать и такую семейную традицию, о которой также хорошо рассказано в брошюре Г. Тереховой, когда взрослые в общении с детьми открывают им чудеса окружающего мира. Это тем более необходимо в нравственно-эстетическом отношении, потому что у значительной части современных детей развивается рационализм мышления и восприятия окружающего в ущерб развитию эмоционального мира.
В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку, стали маленькой семейной традицией (и именно прогулки общие). Ведь часто бывает, что родители и дети совершают прогулки врозь. Вроде из тактичных соображений — не мешают одни другим. А в результате прогулки детей временами оказываются отнюдь не безобидными. Но правомерно поставить вопрос: почему родители и дети мешают друг другу? Может быть, потому, что во время прогулок у них нет общего интереса. Это вполне естественно: у взрослых и детей в силу возрастной психологии интересы различны. Но ведь есть и должны быть общие интересы. Это уже зависит от идейно-нравственной атмосферы семьи, которую нужно создавать и которой нужно регулировать.