Курсовая работа|Педагогика

Методика обучения и преподавания истории в средней общеобразовательной школе РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 34

Введение

Глава 1. Образование древнерусского государства

1.1 Причины образования древнерусского государства и теории его происхождения

1.2 Образование древнерусского государства и его отражение в учебниках для средней школы

Глава 2. Методика обучения и преподавания истории в средней общеобразовательной школе РФ

2.1 Актуальные проблемы и перспективы современного преподавания истории в школе

2.2. Методика обучения и преподавания вопроса образования древнерусского государства в средней школе

Заключение

Библиографический список

 

Президент России В.В.Путин несколько раз высказывался о важности такого предмета как «История России» в процессе формирования патриотических взглядов в нашем обществе. Большим достижением является разработка единой концепции преподавания истории и начавшаяся на его основе работа по созданию линейки учебников. В основу концепции легли концептуальные вопросы. Во-первых, проблема российской идентичности, как она формировалась с Древнерусского государства и как она эволюционировала вплоть до наших дней. Как отмечает один из авторов концепции академик А.А. Чубарьян: «Вообще происхождение Древнерусского государства оказалось одной из острых тем. Это была трудная тема, особенно с учетом, здесь можно сказать откровенно, позиции наших украинских коллег. Но мы нашли какое-то общее решение, в том числе и с ними, встречались для решения этих вопросов»[7, c. 75-78].

В настоящее время образование является важным социальным институтом и мощным системообразующим ресурсом развития нашего общества. Глобализация в различных сферах жизни современного мира, возрастание экономической конкуренции, динамизм социальных процессов, широкие информационные контакты, взаимодействие людей в полиэтнической, поли- культурной, поликонфессиональной среде порождают новые требования к общему образованию учащихся [19, с. 20-22].

Введение в современную школу ФГОС второго поколения является ответом на актуальные вызовы нынешнего времени. Каждому учителю необходимо серьезно и ответственно переосмыслить основные направления своей работы, самостоятельно определить для себя пути и средства реализации ценностей и целей социально-гуманитарного образования и способы их достижения в педагогической практике. Педагогам также предстоит, руководствуясь тенденцией настоящего времени — «образование в течение жизни», прежде всего постоянно повышать свой профессионализм, осваивать совершенно новые для себя пласты знаний из других областей, современные образовательные технологии, постигать особенности процесса обучения в информационно- образовательной среде.

Сегодня подавляющее большинство педагогов мотивированы на достижение классических предметных учебных результатов в рамках «знаниевой» парадигмы образования, которые в большей степени понятны всем участникам образовательного процесса, и особенно родителям учащихся. Стандарты второго поколения построены на идеях системно-деятельностного и компетентностного подходов, что является требованием времени.

Новая цель образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоко- нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности. Переход от воспитания человека знающего к воспитанию человека компетентного в различных сферах жизни сложен, достаточно длителен и, безусловно, характеризуется преобладанием системно-деятельностного подхода в современном процессе преподавания. Содержание подготовки учащихся по истории и обществознанию на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «применение». Предусматривается как владение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых, задач.

Актуальность темы исследования подтверждается огромным накопленным опытом по проблемам организации работы с учебником и вопросам по образованию древнерусского государства [12, 13]. В последнее время появляется множество работ в периодической печати, что также свидетельствует об актуальности данной темы [1-4, 10-12].

Цель работы: проанализировать проблему изучения вопроса образования древнерусского государства в средней школе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач.

- рассмотреть причины образования древнерусского государства и перечислить теории его происхождения;

- выявить отражение изучаемой проблемы в учебниках для средней школы;

- изучить актуальные проблемы и перспективы современного преподавания истории в школе;

- разработать вариант изучения вопроса образования древнерусского государства в средней школе.

Предметом исследования являются проблема образования древнерусского государства.

Объект исследования - варианты изучения вопроса возникновения древнерусского государства в школе.

С целью реализации поставленных задач в работе был использован комплекс методов, включающий теоретический анализ литературы и систематизацию полученных данных. Работа выполнена с учетом основных методологических принципов объективности, историзма, учета роли личности в истории.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Образование древнерусского государства

1.1 Причины образования древнерусского государства и теории его происхождения

         Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя.   

         Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии [9, с.120-125].

         С позиций научных теории, существуют следующие теории образования Древнерусского государства:

         - норманнская или варяжская (Г.3. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер);

         - славянская или автохтонная (М. Ломоносов)[10, с. 76-78];

         - ирано-славянская (А.И. Рогов, Б.Н. Флоря);

          - кельто-славянская (В.Г. Скляренко);

         - компромиссная или славяно-варяжская (В. Ключевский);

          - индо-иранская (О. Н. Трубачёв)[12, с. 310-312].

         Легенда   о призвании варяжских князей  послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

         Датой образования Древнерусского государства условно считают 882 г., когда князь Олег, захватил после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Процесс образования и развития Древнерусского государства позволяет отметить основные особенности формирования его территории и рубежей.

         Древнерусское государство занимало огромную территорию Восточно-Европейской равнины и простиралось от Балтики почти до Черного моря, и от Западного Буга до Волги. К концу X в. Протяженность составляла около 6 тыс.км. На этой территории проживали многочисленные восточнославянские и финно-угорские племена (древляне, дреговичи, уличи, поляне, северяне, радимичи, кривичи, веси и другие). Численность населения достигала свыше 4 млн. чел.

         Восточно-Европейская равнина отличалась разнообразием природно-климатических и физико-географических условий, которые оказывали не только на жизнь и быт ее жителей, но и на формирование рубежей Древнерусского государства и характер деятельности по их охране и обороне. Северная и северо-западная часть государства была занята дремучими и труднопроходимыми лесами, многочисленными озерами и болотами. Лес играл очень большую роль в жизни древних славян. Он служил надежным убежищем от внешних врагов. Помимо дремучих лесов, многочисленных озер и болот в северной и средней Руси, ее равнину пересекали реки, которые были не только путями сообщений, но и способствовали сложению политических и экономических объединений земель. По большим рекам строились города, где сосредотачивались ремесла и торговые фактории. Такими городами были: Ладога, Новгород, Полоцк, Смоленск, Киев и другие. Реки были не только путями сообщений и кормили людей обильными рыбными запасами, но и служили естественной преградой от набегов врагов. К югу Древнерусского государства шла степная полоса. На юго-востоке она постепенно сменялась песчаниками и солончаками. Со стороны широкой раздольной степени была постоянная угроза внезапного нападения кочевых племен.

         Формировании территории и рубежей проходило в регионе, центральной осью которого является торговый путь «из варяг в греки» между Балтикой и Чёрным морем. Это обеспечивало развитие внешних связей и торговли. Четвертая особенность. Формирование территории и рубежей проходило в различной обстановке, которая зависела от характера отношений с соседними народами. На севере, где проживали финно-угорские племена, обстановка была мирной и спокойной. На северо-западе новгородские и псковские земли находились под угрозой шведов и немцев. На западе соседями были княжеская Польша, словаки и королевство Венгрия. Они набирали свои силы, искали союзников среди граничивших с Русью народов. Обстановка здесь была сложная. Опасная обстановка была на юге, где господствовали племена печенегов, а позднее половцев. Они совершали постоянные набеги на Русь и в течение многих веков не давали покоя ее народу. На юго-восточных рубежах находился Хазарский Каганат, образовавшийся в VIII – IX вв. Славянские племена, северяне, поляне, вятичи, подчинялись ему и платили дань. В ходе походов Святослава 965-968 гг. Хазария была полностью разгромлена и каганат распался. Казалось, были защищены южные и юго-восточные окраины Руси. Однако, это было совсем не так. Каганат, взимая дань с некоторых славянских племен, в то же время сдерживал натиск на Русь других кочевников. После падения Хазарского Каганата хозяевами южных степей стали племена печенегов. На восточном рубеже находилась Волжская Булгария. Ее владения достигали реки Ока и здесь сталкивались интересы русских князей и Булгарии. В 965-968 гг. Волжская Булгария была побеждена и обстановка на восточных рубежах стала спокойной.

  1. Байкенич А.В. Метод словесно-печатных средств обучения (текстов) в системе личностно-ориентированного преподавания истории в школе// Education Sciences and Psychology. 2013. № 2 (24). С. 28-34.
    2. Белашова Е.С. Работа с интерактивной доской и разработка web-сайта при преподавании дисциплины "история"//Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2013. № 4 (19). С. 103-105.
  2. Блинов Н.В. Проблемы древнерусского государства в современной российской историко-правовой литературе//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2005. № 1. С. 5-11.
  3. Губайдуллина С.А. Работа с источниками в преподавании истории// Историко-педагогические чтения. 2003. № 7. С. 303-305.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Т. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М., 2005. 256 с.
  5. Данилов А.А., Косулина Л.Т. История государства и народы России. 6 класс. М., 2007. 272 с.
  6. Злобин А.Н., Хохлов А.В. Государственная политика в преподавании отечественной истории// Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2014. Т. 4. С. 75-78.
  7. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России XIII–XV вв. 7 класс. М., 1998. 848 с.
  8. Кучкин В.А. О времени существования древнерусского государства (историография вопроса)// Исторический вестник. 2012. № 1. С. 120-143.
    10. Лобанов Н.А. М.В. Ломоносов-первый российский историк права. Взгляды ученого на происхождение и сущность древнерусского государства// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 4. № 2. С. 76-84.
  9. Мартынович Л.И. Роль педагога в процессе преподавания отечественной истории//Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 1. С. 337-342.
  10. Миннибаев Б.И. Теории и признаки происхождения древнерусского государства// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 4. С. 310-312.
  11. Надеева Е.П. Преподавание истории в условиях введения ЕГЭ// Историко-педагогические чтения. 2004. № 8. С. 357-361.
  12. Орлов А. С., Теоргиев В. А., Теоргиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2006. 528 с.
  13. Плотникова О.А. Становление института княжеской власти в Древней Руси//Власть. 2008. № 4. С. 95-99.
  14. Пузанов В.В. Пути формирования высшей правящей элиты в эпоху образования древнерусского государства//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. 2008. № 2. С. 3-10.
  15. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. М., 2002. 343с.
  16. Смольянова Т.И. использование учебных электронных пособий в преподавании истории и обществознания// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 153-157.
  17. Тевикова Т.В. Особенности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС основного общего образования// Образование в современной школе. 2013. № 2. С. 20-22.
  18. Черникова Т.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М., 2008. 240 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское