Введение
1. Теоретические основы проведения урока-беседы об искусстве
1.1 Беседа как метод обучения
1.2 Виды и задачи уроков-бесед
2. Методы и методика проведения урока-беседы по ИЗО
2.1 Урок-беседа по ИЗО как средство формирования художественно-творческой активность личности школьника
2.2 Методика планирования, организации и проведения урока-беседы об искусстве в пятом классе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы. Методы обучения, применяемые на уроках, играют огромную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.
Долгое время основное внимание учителей было приковано к первой функции методов - усвоению знаний. Вторая же их функция - развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате в школах сложился определенный тип учебного процесса, характеризующийся стремлением учителя преподнести все знания в готовом виде.
Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия учащихся направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение.
Урок изобразительного искусства может и должен формировать художественно-творческую активность личности. Но, главное, урок искусства всем своим содержанием должен стать средством передачи человеческих ценностей в результате общения человека с человеком, с окружающим его миром, с искусством. Уроком, развивающим нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, формирующим эстетическую позицию человека, его художественный вкус, его отношение к природе, человеку и обществу.
Урок изобразительного искусства должен формировать через искусство духовный мир ребенка. Ведь сила искусства воистину безгранична. Учителю нужно только воспользоваться этой силой для достижения своих целей. Ведь именно искусство пробуждает восприимчивость к прекрасному, служит связью для идей и чувств, общим языком для всех культур. Стимулирует воображение, вводит ученика в область специальных интересов, способностей и возможностей, развивает озабоченность качеством продуктов и мастерства, вносит вклад в развитие хорошего вкуса, в каждую из сторон повседневной жизни, в разумное использование досуга.
Для этих целей более всего подходят уроки-беседы об искусстве.
Цель работы: рассмотреть методику проведения урока-беседы об искусстве в 5 классе
Задачи работы:
проанализировать особенности беседа как метода обучения;
рассмотреть виды и задачи уроков-бесед;
раскрыть возможности урока-беседы по ИЗО как средства формирования художественно-творческой активность личности школьника;
определить методику планирования, организации и проведения урока-беседы об искусстве в пятом классе.
Объект исследования: урок-беседа как средство формирования художественно-творческой активность личности школьника
Предмет исследования: методика проведения уроков-бесед об искусстве в пятом классе.
1. Теоретические основы проведения урока-беседы об искусстве
1.1 Беседа как метод обучения
На современном этапе развития школьной практики разработаны и широко используются различные методы обучения, по наиболее существенным признакам классифицируют на определенные группы. Следует отметить, что в современной дидактике выделяют несколько классификаций методов. Наиболее важными среди них считаются:
1) классификация по источникам знаний и взаимосвязанной деятельности учителя и ученика;
2) по характеру дидактических задач;
3) по уровню познавательной самодеятельности учащихся [10, c. 45 ].
Наиболее простой и широко известной среди учителей и методистов является классификация методов по источникам знаний. Учитывая источник поступления знаний, действие учителя и учеников, все методы обучения разделяют на три группы: словесные, наглядные и практические. В первой группе методов источником знаний является слово, во второй - показ, а в третьей - практическая работа.
При применении методов обучения первой группы ученики приобретают знания в словесной форме (через слово) из сообщений учителя или из книг. В случае необходимости используются соответствующие виды наглядных средств обучения. К данной группе можно отнести рассказ, беседу, объяснение, чтение учебника, научно-популярной литературы и тому подобное. Деятельность учащихся состоит преимущественно в слушании, осмыслении знаний и последующих устных или письменных ответах. Итак, слово в данной группе методов имеет решающее значение.
Беседа как метод обучения является диалогом между учителем и учеником, который подчиняется конкретной цели. Этот метод широко применяется в процессе обучения младших школьников и имеет большие возможности в управлении их познавательной деятельностью [10, c. 49].
Беседа - это сложный способ организации познавательной деятельности учащихся. Особенность этого метода обучения состоит в том, что информация воспроизводится или воспринимается школьниками частями, в форме вопрос - ответ [11, c. 8].
Если без внимания детей остается хоть одна часть содержания, знания становятся фрагментарными, теряется их сущность, у детей пропадает интерес и желание работать.
С помощью системы вопросов дети привлекаются как к воспроизводству знаний, так и к активной мыслительной деятельности. Удачно построенная беседа побуждает учащихся к высказыванию собственных соображений, оценочных суждений. Это позволяет выявить качество и глубину усвоения учебного содержания, уровень мышления и способностей детей. Тем самым обеспечивается постоянная обратная связь, на основе которой осуществляется контроль и корректировка процесса обучения. Кроме того, восприятие учениками оценки учителем своих знаний и умений, сопоставление их с содержанием вопросов и задач с ответами других учащихся приучает школьников к самоконтролю, формирует их самооценку [11, c. 8-9].
Постановка вопросов активизирует учащихся, позволяет привлекать к работе детей с разной подготовкой, учитывать их индивидуальные возможности. Дифференциация вопросов создает ситуацию успеха, которая поддерживает внимание и интерес к обучению.
Важное значение имеет использование беседы на уроках изобразительного искусства, поскольку позволяет в комплексе проверить имеющиеся знания и сообщить новые факты.
Как же обеспечить постоянную активность учащихся в беседе, целостное понимание ее учебного содержания? Какими дидактико-методическими требованиями определяется эффективность беседы в процессе обучения?
Прежде всего следует четко определить содержание, на котором строится беседа, и ее цели. Содержание делится на части. Но деление на малые по объему части нарушает целостность, а на большие - создает недоступность для понимания материала. Эти части должны быть смысловыми. К каждой из них относится вопрос. В результате создается система вопросов, которая строится по принципу преемственности и ведет к достижению целей.
В дидактике определены следующие функции метода беседы:
- Создание психологической установки на усвоение нового материала, мотивация познавательной деятельности учащихся при изучении определенной темы, постановка перед учащимися проблемной ситуации;
- Раскрытие содержания фактического материала; описание определенного объекта, сообщение о событиях, явлениях;
- Раскрытие причинно-следственных и других связей между предметами и явлениями окружающей среды;
- Возведение знаний в определенную систему;
- Инструктирование учащихся по их деятельности [12, c. 124].
Широкие функции беседы в системе обучения и воспитания школьников обусловливают ее место в учебном процессе. Беседы могут применяться на всех этапах обучения: при подготовке к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, применения и обобщения.
Основным «инструментом» в беседе являются вопросы. От них во многом зависит успех беседы.