Курсовая работа|Педагогика

Методика проведения урока-беседы об искусстве в 5 классе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 29

Введение

1. Теоретические основы проведения урока-беседы об искусстве

1.1 Беседа как метод обучения

1.2 Виды и задачи уроков-бесед

2. Методы и методика проведения урока-беседы по ИЗО

2.1 Урок-беседа по ИЗО как средство формирования художественно-творческой активность личности школьника

2.2 Методика планирования, организации и проведения урока-беседы об искусстве в пятом классе

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Актуальность темы работы. Методы обучения, применяемые на уроках, играют огромную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.

Долгое время основное внимание учителей было приковано к первой функции методов - усвоению знаний. Вторая же их функция - развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате в школах сложился определенный тип учебного процесса, характеризующийся стремлением учителя преподнести все знания в готовом виде.

Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия учащихся направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение.

Урок изобразительного искусства может и должен формировать художественно-творческую активность личности. Но, главное, урок искусства всем своим содержанием должен стать средством передачи человеческих ценностей в результате общения человека с человеком, с окружающим его миром, с искусством. Уроком, развивающим нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, формирующим эстетическую позицию человека, его художественный вкус, его отношение к природе, человеку и обществу.

Урок изобразительного искусства должен формировать через искусство духовный мир ребенка. Ведь сила искусства воистину безгранична. Учителю нужно только воспользоваться этой силой для достижения своих целей. Ведь именно искусство пробуждает восприимчивость к прекрасному, служит связью для идей и чувств, общим языком для всех культур. Стимулирует воображение, вводит ученика в область специальных интересов, способностей и возможностей, развивает озабоченность качеством продуктов и мастерства, вносит вклад в развитие хорошего вкуса, в каждую из сторон повседневной жизни, в разумное использование досуга.

Для этих целей более всего подходят уроки-беседы об искусстве.

Цель работы: рассмотреть методику проведения урока-беседы об искусстве в 5 классе

Задачи работы:

проанализировать особенности беседа как метода обучения;

рассмотреть виды и задачи уроков-бесед;

раскрыть возможности урока-беседы по ИЗО как средства формирования художественно-творческой активность личности школьника;

определить методику планирования, организации и проведения урока-беседы об искусстве в пятом классе.

Объект исследования: урок-беседа как средство формирования художественно-творческой активность личности школьника

Предмет исследования: методика проведения уроков-бесед об искусстве в пятом классе.

 

1.  Теоретические основы проведения урока-беседы об искусстве

1.1 Беседа как метод обучения

На современном этапе развития школьной практики разработаны и широко используются различные методы обучения, по наиболее существенным признакам классифицируют на определенные группы. Следует отметить, что в современной дидактике выделяют несколько классификаций методов. Наиболее важными среди них считаются:

1) классификация по источникам знаний и взаимосвязанной деятельности учителя и ученика;

2) по характеру дидактических задач;

3) по уровню познавательной самодеятельности учащихся [10, c. 45 ].

Наиболее простой и широко известной среди учителей и методистов является классификация методов по источникам знаний. Учитывая источник поступления знаний, действие учителя и учеников, все методы обучения разделяют на три группы: словесные, наглядные и практические. В первой группе методов источником знаний является слово, во второй - показ, а в третьей - практическая работа.

При применении методов обучения первой группы ученики приобретают знания в словесной форме (через слово) из сообщений учителя или из книг. В случае необходимости используются соответствующие виды наглядных средств обучения. К данной группе можно отнести рассказ, беседу, объяснение, чтение учебника, научно-популярной литературы и тому подобное. Деятельность учащихся состоит преимущественно в слушании, осмыслении знаний и последующих устных или письменных ответах. Итак, слово в данной группе методов имеет решающее значение.

Беседа как метод обучения является диалогом между учителем и учеником, который подчиняется конкретной цели. Этот метод широко применяется в процессе обучения младших школьников и имеет большие возможности в управлении их познавательной деятельностью [10, c. 49].

Беседа - это сложный способ организации познавательной деятельности учащихся. Особенность этого метода обучения состоит в том, что информация воспроизводится или воспринимается школьниками частями, в форме вопрос - ответ [11, c. 8].

Если без внимания детей остается хоть одна часть содержания, знания становятся фрагментарными, теряется их сущность, у детей пропадает интерес и желание работать.

С помощью системы вопросов дети привлекаются как к воспроизводству знаний, так и к активной мыслительной деятельности. Удачно построенная беседа побуждает учащихся к высказыванию собственных соображений, оценочных суждений. Это позволяет выявить качество и глубину усвоения учебного содержания, уровень мышления и способностей детей. Тем самым обеспечивается постоянная обратная связь, на основе которой осуществляется контроль и корректировка процесса обучения. Кроме того, восприятие учениками оценки учителем своих знаний и умений, сопоставление их с содержанием вопросов и задач с ответами других учащихся приучает школьников к самоконтролю, формирует их самооценку [11, c. 8-9].

Постановка вопросов активизирует учащихся, позволяет привлекать к работе детей с разной подготовкой, учитывать их индивидуальные возможности. Дифференциация вопросов создает ситуацию успеха, которая поддерживает внимание и интерес к обучению.

Важное значение имеет использование беседы на уроках изобразительного искусства, поскольку позволяет в комплексе проверить имеющиеся знания и сообщить новые факты.

Как же обеспечить постоянную активность учащихся в беседе, целостное понимание ее учебного содержания? Какими дидактико-методическими требованиями определяется эффективность беседы в процессе обучения?

Прежде всего следует четко определить содержание, на котором строится беседа, и ее цели. Содержание делится на части. Но деление на малые по объему части нарушает целостность, а на большие - создает недоступность для понимания материала. Эти части должны быть смысловыми. К каждой из них относится вопрос. В результате создается система вопросов, которая строится по принципу преемственности и ведет к достижению целей.

В дидактике определены следующие функции метода беседы:

  • Создание психологической установки на усвоение нового материала, мотивация познавательной деятельности учащихся при изучении определенной темы, постановка перед учащимися проблемной ситуации;
  • Раскрытие содержания фактического материала; описание определенного объекта, сообщение о событиях, явлениях;
  • Раскрытие причинно-следственных и других связей между предметами и явлениями окружающей среды;
  • Возведение знаний в определенную систему;
  • Инструктирование учащихся по их деятельности [12, c. 124].

Широкие функции беседы в системе обучения и воспитания школьников обусловливают ее место в учебном процессе. Беседы могут применяться на всех этапах обучения: при подготовке к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, применения и обобщения.

Основным «инструментом» в беседе являются вопросы. От них во многом зависит успех беседы.

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007 - 566 с.
  2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001 - 345 с.
  3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М., 1998 - 612 с.
  4. Ломов С.П. Живопись. Учебник для вузов, 3-е изд; - М.: Агар, 2008 - 52 с.
  5. Мосина В.Р., Мосина Вал.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» для специальности 050602 «Изобразительное искусство». МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012 - 147 с.
  6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Педагогика искусства. Библиотека учителя. М., 2008 - 216 с.
  7. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы. СПб., 2007 - 334 с.
  8. Парнах М. Уроки изобразительного искусства // Искусство в школе. – 2001. – №3. – С. 57–60.
  9. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2008/2009 учебном году. Методическое письмо / Под ред. Неменской Л.А., составитель Мухина Т.А. – М.: МИОО, 2008 - 439 с.
  10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2009 - 471с.
  11. Словесные методы обучения // Бабанский Ю. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1986 - 89 с.
  12. Сокольникова Н.М. История методов обучения изобразительному искусству. Учебное пособие. – М.: МГГУ, 2008 - 467 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское